(1821 — 1881)
Рoдился в Мoсквe. В сeмьe Дoстoeвскиx былo eщe шeстeрo дeтeй.
В 1833 Дoстoeвский был oтдaн в пoлупaнсиoн Н. И. Дрaшусoвa; тудa oн и брaт Миxaил eздили "eжeднeвнo пo утрaм и вoзврaщaлись к oбeду". С oсeни 1834 пo вeсну 1837 Дoстoeвский пoсeщaл чaстный пaнсиoн Л. И. Чeрмaкa, в кoтoрoм прeпoдaвaли aстрoнoм Д. М. Пeрeвoщикoв, пaлeoлoг A. М. Кубaрeв. Учитeль русскoгo языкa Н. И. Билeвич сыгрaл oпрeдeлeнную рoль в дуxoвнoм рaзвитии Дoстoeвскoгo. Вoспoминaния o пaнсиoнe пoслужили мaтeриaлoм с целью мнoгиx прoизвeдeний писaтeля.
Тяжeлo пeрeжив смeрть мaтeри, сoвпaвшую с извeстиeм o смeрти A.С. Пушкинa (кoтoрую oн вoспринял кaк личную пoтeрю), Дoстoeвский в мae 1837 eдeт с брaтoм Миxaилoм в Пeтeрбург и пoступaeт в пригoтoвитeльный пaнсиoн К. Ф. Кoстoмaрoвa. Тoгдa жe сoстoялoсь eгo знaкoмствo с И. Н. Шидлoвским, чья рeлигиoзнo-рoмaнтичeскaя нaстрoeннoсть увлeклa Дoстoeвскoгo.
С янвaря 1838 Дoстoeвский учился в Глaвнoм инжeнeрнoм училищe, oбычный дeнь в кoтoрoм oписывaл тaк: "…с рaннeгo утрa дo вeчeрa да мы с тобой в клaссax eдвa успeвaeм слeдить зa лeкциями. …Нaс пoсылaют нa фрунтoвoe учeньe, нaм дaют урoки фexтoвaнья, тaнцeв, пeнья …стaвят в кaрaул, и в этoм прoxoдит всe врeмя…". Тяжeлoe впeчaтлeниe o "кaтoржныx гoдax" учeния чaстичнo скрaшивaли приятeльскиe oтнoшeния с В. Григoрoвичeм, врaчoм A. E. Ризeнкaмпфoм, дeжурным oфицeрoм A. И. Сaвeльeвым, xудoжникoм К. A. Трутoвским.
Eщe пo дoрoгe в Пeтeрбург Дoстoeвский мыслeннo "сочинял Ромаша из венецианской жизни", а Ризенкампфу в 1838 рассказывал "о своих собственных литературных опытах". Кругом Достоевского в училище образуется литературный кружок. 16 февраля 1841 получай вечере, устроенном братом Михаилом по случаю отъезда в Ревель, Жестокий талант читал отрывки из двух своих драматических произведений — "Марии Стюарт" и "Бориса Годунова".
О работе надо драмой "Жид Янкель" Достоевский сообщал брату в январе 1844. Рукописи драм далеко не сохранились, но уже из их названий вырисовываются литературные увлечения начинающего писателя: Шиллер, Кукушкин, Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли держи себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского, а Фёдор и Минюша получили небольшое наследство. По окончании училища (конец 1843 г.) спирт был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, хотя уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литетатуре, подал в отставку и уволился в чине поручика.
В январе 1844 Жестокий талант закончил перевод повести "Евгения Гранде" Бальзака, которым потом он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 возлюбленный начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает Ромаха "Бедные люди".
Роман "Бедные миряне", связь которого со "Станционным смотрителем" Пушкина и "Шинелью" Гоголя подчеркнул ее самое Достоевский, имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Жестокий талант создает реалистическую картину жизни "забитых" обитателей "петербургских углов", галерею социальных типов ото уличного нищего до "его превосходительства".
Латона 1845 (как и следующее) Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. В осеннее время 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. В октябре фантаст совместно с Некрасовым и Григоровичем составляет анонимное программное объявление к альманаху "Зубопряд" (03, 1845, № 11), а в начале декабря на вечере у Белинского читает главы "Двойника" (03,1846,№2), в котором впервой дает психологический анализ расколотого сознания, "двойничества".
В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охолаживание. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией "Современника": большую круг обязанностей сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки надо писателем недавних друзей (особенно Тургенева, Некрасова), резкий колер критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Будто в это время, согласно свидетельству доктора С.Д. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий напряжение для "Отечественных записок". Бедность вынуждала его укореняться за любую литературную работу (в частности, он редактировал статьи чтобы "Справочного энциклопедического словаря" А. В. Старчевского).
В 1846 Жестокий талант сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский объединение братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков, а постоянными участниками были А.Н. Майков и А.Н. Плещеев — авоська и нахренаська Достоевского. С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем "пятниц" М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует некто и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Приятный Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив близ аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении.
8 месяцев Жестокий талант провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, нет слов время , которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь числом возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием "одним с важнейших" среди петрашевцев, виновным в "умысле возьми ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка".
Антецедентный приговор военно-судной комиссии гласил: "… отставного конструктор-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве переписка литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". 22 декабря 1849 Жестокий талант вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. После резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты.
В ночное время 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, идеже в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов — П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Благовестие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по части 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу "чернорабочим" в Омской крепости.
В январе 1854 возлюбленный был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог реставрировать переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а в дальнейшем долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых (в книга числе Э.И. Тотлебена) — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное элита и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся прежде 1875.
В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М.Д. Исаевой, которая, объединение его словам, была "женщина души самой возвышенной и восторженной … Идеалистка была в полном смысле стихи … и чиста, и наивна притом была совсем как под стол пешком ходит". Брак не был счастливым: Исаева дала одобрение после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу по-над воспоминаниями о каторге ("сибирская" тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые дневной журнал, послужила источником для "Записок из Мертвого у себя" и многих других книг Достоевского ).
В 1857 его братушка напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав двум "провинциальные" комические повести — "Дядюшкин дремота" и "Село Степанчиково и его обитатели", Жестокий талант вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М.Н. Катковым, Некрасовым, А.А. Краевским. Так-таки современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием сии первые произведения "нового" Достоевского.
18 марта 1859 Жестокий талант по прошению был уволен "по болезни" в отставку в чине подпоручика и получил согласие жить в Твери (с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии). 2 июля 1859 с женой и пасынком уехал изо Семипалатинска. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные рычаги и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому благоденствовать в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 г.
Интенсивная функция Достоевского сочетала редакторскую работу над "чужими" рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а становой хребет художественных произведений. Роман "Униженные и оскорбленные"— создание переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг., обогащенное опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е гг.; в нем весть сильны автобиографические мотивы. В то же время роман заключал в себя черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Офигенный успех имели "Записки из Мертвого дома".
В Сибири, соответственно признанию Достоевского, изменились "постепенно и после очень-чудо) как долгого времени" его "убеждения". Середыш этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал якобы "возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного".
В июне 1862 Жестокий талант впервые выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В августе 1863 соловей вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А.П. Сусловой, драматические отношение с которой (1861—1866) получили отражение в романе "Нападающий", "Идиот" и других произведениях. В Баден-Бадене, вдохновенный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается "нитки), совершенно дотла"; это многолетнее увлечение Достоевского— одно с качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. Впредь до середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863— апреле 1864— в Москве, наезжая до делам в Петербург.
1864 принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла через чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и дела их "несчастной" любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны — "Членовредительство и наказание" и Настасьи Филипповны — "Идиот").
10 июня умер М.М. Жестокий талант. 26 сентября Достоевский присутствует на похоронах Григорьева. Задним числом смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего для 3 месяца журнала "Эпоха"; журнал начал высаживаться регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя расторчь издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые дым выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия угоду кому) работы, Достоевский заключил контракт с Ф.Т. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался накатать для него новый роман к 1 ноября 1866.
Весной 1865 Жестокий талант — частый гость семьи генерала В.В.Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А.В.Корвин-Круковской возлюбленный был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден, отнюдуже осенью 1865 предложил Каткову повесть для "Русского вестника", позднее переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и получи даче в сельце Люблино, поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, идеже ночами писал роман "Преступление и наказание".
"Духовный отчет одного преступления" стал сюжетной канвой романа, главную дума которого Достоевский контурно очертил так: "Неразрешимые вопросы восстают передо убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правота, земной закон берет свое, и он — кончает тем, подобно как принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хоть бы погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям…".
Ровным счетом и многогранно изображены в романе Петербург и "текущая действительность", зажиточность социальных характеров, "целый мир сословных и профессиональных типов", хотя это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает задолго. Ant. с самой сути вещей. Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, разумеется переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органически сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, "удался смертельно" и поднял его "репутацию как писателя".
В 1866 истекающий число контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — "Беззаконие и наказание" и "Игрок". Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.Г. Сниткина; дьявол начал диктовать ей роман "Игрок", в котором отразились впечатления писателя с знакомства с Западной Европой.
В центре романа столкновение "многоразвитого, так во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не доверять, восстающего на авторитеты и боящегося их" "заграничного русского" с "законченными" европейскими типами. Руководящий герой — "поэт в своем роде, но дело в томишко, что он сам стыдится этой поэзии, ибо пушкой не разбудишь чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя".
Зимою 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был паче удачен. С апреля 1867 до июля 1871 Достоевский с женой живет из-за границей (Берлин, Дрезден, Баден-Баден, Женева, Милан, Флоренция). Затем 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную (роковой) исход которой (май того же года) Достоевский тяжело переживал. 14 сентябре 1869 родилась доченка Любовь; позже в России 16 июля 1871 — сын Федяка; 12 авг. 1875 — сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте ото припадка эпилепсии.
В 1867—1868 Достоевский работал над романом "Недоделыш". "Идея романа,—указывал автор,— моя старинная и зазноба, но до того трудная, что я долго не смел приж за нее. Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Потруднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь …" К роману "Бесы" Жестокий талант приступил, прервав работу над широко задуманными эпопеями "Афеизм" и "Житие великого грешника" и наскоро сочинив "повестушку" "Пожизненный муж". Непосредственным толчком к созданию романа послужило "нечаевское роль".
Деятельность тайного общества "Народная расправа", ликвидирование пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И.И. Иванова — гляди события, легшие в основу "Бесов" и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Заинтересованность писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов ("Катехизис революционера"), фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С.Г. Нечаева.
В процессе работы надо романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный резонанс на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, далеко не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг., Т.Н. Грановский, петрашевцы, Чембар, В.С. Печерин, А.И. Герцен, даже декабристы и П.Я. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое гаммада романа.
Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей "болезни", переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются "бесовство" Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются маловыгодный зловещий "мошенник" Пётр Верховенский (Нечаев), а загадочная и демоническая комплекция "все позволившего" себе Николая Ставрогина.
В июле 1871 Жестокий талант с женой и дочерью возвратились в Петербург. Лето 1872 года соловей с семьей провел в Старой Руссе; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Жестокий талант приобрел здесь дом.
В 1872 писатель посещает "среды" князя В. П. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала "Подданный". По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым, Жестокий талант в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство "Гражданина", рано оговорив, что берет на себя эти обязанности покуда. В "Гражданине" (1873) Достоевский осуществил давно задуманную идею "Дневника писателя" (циклушка очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем), опубликовал строй статей и заметок (в том числе политические обзоры "Иностранные перипетии").
Скоро Достоевский начал тяготиться ред. работой, весь век более резкий характер принимали и столкновения с Мещерским, очевиднее стала иллюзорность превратить еженедельник в "орган людей с независимым убеждением". Весною 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в "Гражданине" и затем. В связи с ухудшением здоровья (усилившейся эмфиземой легких) в июне 1847 возлюбленный уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875, 1876 и 1879.
В середине 1870-х гг. возобновились взаимоотношения Достоевского с Салтыковым-Щедриным, прервавшиеся в разгар полемики между "Эпохой" и "Современником", и с Некрасовым, числом предложению которого (1874) писатель печатает в "Отечественных записках" самобытный новый роман "Подросток" — "роман воспитания", своего рода "Предки и дети" Достоевского.
Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке "всеобщего разложения" и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется запутанный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в "безобразном" и утратившем "поучительный центр" мире, медленное вызревание новой "идеи" подина мощным влиянием "великой мысли" скитальца Версилова и философии жизни "благообразного" странника Макара Долгорукого.
В кон. 1875 Жестокий талант вновь возвращается к публицистической работе — "моножурналу" "Склерозник писателя" (1876 и 1877), имевшему большой успех и позволивший писателю проникнуть. Ant. выйти в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял покрой издания: "„Дневник писателя" будет похож получи фельетон, но с тою разницею, что фельетон за диск) естественно не может быть похож на фельетон после неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле болтовня, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало интимно".
"Дневник" 1876—1877 — сплав публицистических статей, очерков, фельетонов, "антикритик", мемуаров и художественных произведений. В "Дневнике" преломились непосредственные, ровно по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы.
Большое поле в "Дневнике" занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры "нового создания", элементы "складывающейся" жизни, предугадать облик "наступающей будущей России честных людей, которым нужна едва одна правда".
Критика буржуазной Европы, глубокий критика. Ant. синтез состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в "Дневнике" с полемикой сзади различных течений социальной мысли 1870-х гг., от консервативных утопий — до самого народнических и социалистических идей.
В последние годы жизни возрастает слава Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской Ин. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный съезд в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации.
Динамично участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает получи литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Жестокий талант под впечатлением "Последних песен" Некрасова навещает умирающего поэта, сто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь возьми похоронах Некрасова.
Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с "предприимчивый жизнью". Он посещает (при содействии А. Ф. Кони) колонии малолетних преступников (1875) и Воспитательский дом (1876). В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынька, где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя перипетии в России. В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного свида, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться ровно по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстраци.
В феврале 1880 присутствует получи и распишись казни И. О. Млодецкого, стрелявшего в М. Т. Лорис-Меликова. Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная давалка деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя. В "Дневнике писателя" вызревали и опробовались идеи и фабула его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении "Дневника" в своя рука с намерением заняться "одной художнической работой, сложившейся … в сии два года издания „Дневника" неприметно и невольно".
"Братья Карамазовы" — итоговое поделка писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. Заваруха Карамазовых, как писал автор,— это не просто мужняя жена хроника, а типизированное и обобщенное "изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России". Миропонимание и психология "преступления и наказания", дилемма "социализма и христианства", извечная панкратион "божьего" и "дьявольского" в душах людей, традиционная ради классической русской литературы тема "отцов и детей" — такова проблематика романа.
В "Братьях Карамазовых" уголовное криминал связано с великими мировыми "вопросами" и вечными эстетично-философскими темами.
В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает надо первым выпуском возобновленного "Дневника писателя", разучивает амплуа схимника в "Смерти Иоанна Грозного" А. К. Толстого интересах домашнего спектакля в салоне С. А. Толстой, принимает решение "во всяком случае участвовать в пушкинском вечере" 29 января.
Он собирался "выпускать в свет „Дневник писателя" … в течение двух лет, а впоследствии мечтал написать вторую часть „Братьев Карамазовых", идеже появились бы почти все прежние герои…". В нощь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом рождение. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. 38 мин. вечера симпатия скончался.
31 января 1881 при огромном стечении народа состоялись обряд писателя. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.