(21.05.1924)
Бoрис Вaсильeв рoдился 21 мaя 1924 гoдa в Смoлeнскe. Oтeц — Вaсильeв Лeв Aлeксaндрoвич (1892 г. рoжд.), кaдрoвый oфицeр цaрскoй, впoслeдствии — Крaснoй и Сoвeтскoй aрмии).Мaть — Aлeксeeвa Eлeнa Никoлaeвнa (1892 г. рoжд.), изо извeстнoгo стaриннoгo двoрянскoгo рoдa, связaннoгo с имeнaми Пушкинa и Тoлстoгo, с oбщeствeнным движeниeм XIX вeкa; ee oтeц и дяденька были oргaнизaтoрaми нaрoдничeскoгo кружкa "чaйкoвцeв", прoxoдили пo "прoцeссу 193-x", учaствoвaли в сoздaнии в Aмeрикe кoммун фурьeристскoгo типa. Супругa — Пoляк Зoря Aльбeртoвнa.
Рaнo прoявившиeся у Бoрисa Вaсильeвa увлeчeниe истoриeй и любoвь к литeрaтурe "с дeтствa пeрeплeлись в eгo сoзнaнии". Учaсь в вoрoнeжскoй шкoлe, oн игрaл в любитeльскиx спeктaкляx, выпускал заодно со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й учебное занятие, началась война.
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 годы был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел с него в октябре 1941 года; потом был лагерь к перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен с первого взгляда в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Нет слов время боевого сброса 16 марта 1943 года попал держи минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Мальчишкам, родившимся в годик смерти Ленина, суждено было почти всем сложить домашние головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только лишь 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.
В осеннее время 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (по прошествии времени имени Р.Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Пан, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей.
За окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин получи Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании конструктор-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание обучаться литературой.
Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений.
Первым произведением, вышедшим изо-под его пера, стала пьеса "Танкисты" (1954) — о книжка, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии революция поколений. Эта пьеса под названием "Офицер" была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, же после двух общественных просмотров в декабре 1955 года вскоре до премьеры спектакль был запрещен Главным политическим управлением армии. Вослед за запретом спектакля был рассыпан по распоряжению "поверх" набор "Офицера" в журнале "Ваянг", руководимом известным драматургом Н.Ф. Погодиным.
Несмотря на неудачи, Борюша Васильев не бросает драматургию: его пьеса "Стучите и откроется" в 1955 году поставлена театрами Черноморского флота и Группы войск в Германии. Совместно по приглашению Н.Ф. Погодина он посещает сценарную студию возле Главкино, в результате чего по сценариям Васильева были поставлены кинофильмы "Случающийся рейс" (1958), "Длинный день" (1960) и др. И до сей поры же кинематографическая судьба его складывалась далеко не безоблачно. Ему приходилось набрасывать ради заработка сценарии для телепередачи КВН ("Клоб веселых и находчивых"), сочинять подтекстовки к киножурналам "Новости дня" и "Иностранная история"…
Первая книга писателя — сборник сценариев "Клоб веселых и находчивых" (М., 1968), в котором он выступил составителем и автором вступительной статьи.
Петляво складывалась судьба и первого прозаического произведения Васильева "Иванов катер" (1967): А.Т. Твардовский принял телеповесть для публикации в "Новом мире". Но по прошествии времени его смерти она почти 3 года пролежала в редакционном портфеле и увидела божий мир лишь в 1970 году (№ 8-9). К этому времени в журнале "Весна) жизни" (1969, № 8) уже была напечатана другая повествование автора — "А зори здесь тихие…".
Не что иное с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева азы неуклонно набирать высоту. "Зори…" много раз переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, числом ним был снят в 1972 году одноименный фильм, одаренный многих премий, в том числе Государственной премии СССР.
Тему войны и судьбы поколения, пользу кого которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях "В списках безлюдный (=малолюдный) значился" ("Юность", 1974, № 2-4); "Завтрашний день была война" ("Юность", 1984, № 6), в рассказах "Солдат" ("Юность", 1976, № 4), "Великолепная фоска" ("Юность", 1980, № 6), "Ваша сестра чье, старичье?" ("Новый мир", 1982, № 5), "Неопалимая купина" ("3намя", 1986, № 2) и др.
В начале 1980-х годов Васильев публикует двуха произведения, очень близких по внутренней проблематике. Это автобиографическая книга "Летят мои кони" ("Отрочество", 1982, № 6), глубоко искренняя и полная тепла объединение отношению ко всему, что составляло его юность, и сказ "Завтра была война" — наверное, одно с наиболее жестких произведений писателя.
Роман "Не стреляйте в белых лебедей" (авторское этноним "Не стреляйте белых лебедей" — "Малолетство", 1973, № 6-7), перекликающийся по нравственной направленности со многими васильевскими произведениями, занимает в творчестве писателя особое промежуток.
История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла свое художественное исполнение в романе "Были и небыли" ("Прозелит мир", 1977, № 8-9; 1978, № 3-4; 1980, № 9-10), повествующем об истории рода Алексеевых (в романе и в других книгах — Олексиных), а как раз об участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав почерк семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев отслеживает получи примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытается определить ее сущность. История событий в романе многопланова.
Со временем он объединил 6 произведений, реализация в которых происходит с пушкинских времен до середины ХХ века: "Шулер и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда" (М., 1998), "Были и небыли", "Утоли моя печали" (М., 1997); "И был вечеринка, и было утро" ("Октябрь", 1987, № 3), "Семейство, который построил Дед" ("Октябрь", 1991, № 7-8; 1993, № 1-2), "Вы привет от бабы Леры" ("Нева", 1988, № 12).
Исторические романы Васильева содержат многие аналогии, повествуя о яростной борьбе вслед власть ("Вещий Олег". М., 1996), о предпосылках Смутного времени и его последствиях ("Князишка Ярослав и его сыновья". М., 1997), о коварстве и жестокости княжеской руководство, о первых обращениях русов к христианству ("Ольга — королева русов". М., 2002).
К сложным реалиям дня сегодняшнего, замешанного возьми острых конфликтах предпри-нимательства и криминалитета, на пугающем падении культуры, а в один голос с нею и уровня жизни, на скрытой и явной угрозе разрастания нравственной глухомани в душах людей, обращена очерк "Глухомань" (М., 2001).
Борису Васильеву принадлежит множество публицистических произведений, тематически охватывающих самые отличаются как небо и земля стороны нашей жизни.
О чем бы ни писал Боря Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и таланта придают каждой строке широкое общечеловеческое отзвук, вызывая у читателей благодарный отклик и чувство гордости за замазка причислить себя к его современникам.
В конце 1980-х годов Боря Васильев активно участвует в общественно-политической жизни: он избранник I Съезда народных депутатов СССР, член Комиссии съезда в области расследованию событий 1989 года в Тбилиси. В том же году дьявол выходит из КПСС, в которой состоял с 1952 года. За всем тем довольно скоро оставляет политику, считая, что писатель обязан заниматься своим прямым делом. Но в 2002 году ещё оказывается общественно востребованным — становится членом Комиссии при Президенте Российской Федерации в области правам человека.
Борис Васильев — лауреат Государственной премии Союз Советских Социалистических Республик, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А.Д. Сахарова "Апрель", международной литературной премии "Столица-Пенне", премии Союза писателей Москвы "Ореол", Российской академии кинематографических искусств "Ника" — "Вслед за Честь и Достоинство". Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств "Нике".
Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.
Книги Б. Васильева: "А зори после этого тихие (1969), "Иванов катер", "Самый в хвосте день" (1970), "Не стреляйте белых лебедей" (1973), "В списках приставки не- значился" (1974), "Были и небыли" (1977-1980), "Контрреволюция бой" (1979), "Кажется, со мной пойдут в разведку" (1980), "Летят мои ботинки" (1982), "Завтра была война" (1984), "Рассуждение да дело" (1987), "Вам привет ото бабы Леры" (1988), "Капля за каплей", "Предвидящий Олег" (1996), "Князь Ярослав и его сыновья", "Утоли моя печали", "Чертог, который построил дед" (1997), "Скобелев", "Глухомань" (2001), "Шулер и бретер, игрок и дуэлянт", "Ольга — ферзь русов" (2002).
Он также автор многочисленных публицистических статей.
До сценариям и книгам Б.Л. Васильева снято 15 кинофильмов: "На очереди рейс" (1958), "Длинный день" (1961), "Отклик в океане" (1964), "Королевская регата" (1966), "Нате пути в Берлин" (1969), "Офицеры" (1971), "А зори на этом месте тихие" (1972), "Иванов катер" (1972), "Аты-баты, шли солдаты…" (1976), "Ответчик" (1985), "По зову сердца" (1986), "Наездники" (1987), "Будущее была война" (1987) , "Вы чье, старье?" (1988), "Я — русский солдат" (1995).
Живет и работает в Москве.