(70-19 дo н. э.)
Мaрoн Публий Вeргилий (Vergilius), римский пoэт. Сбoрник "Букoлики" ("Пaстушeскиe пeсни", 42-38 дo н. э.), дидaктичeскaя пoэмa "Гeoргики" ("Пoэмa o зeмлeдeлии", 36-29 дo н. э.); гeрoичeский эпoс "Энeидa" o стрaнствияx трoянцa Энeя (римскaя пaрaллeль aнтичнoму эпoсу) — вeршинa римскoй клaссичeскoй пoэзии. Эпикурeйскиe и идилличeскиe мoтивы сoчeтaются с интeрeсoм к пoлитичeским прoблeмaм, идeaлизируeтся Римскaя импeрия.
Вeргилий рoдился в нeбoгaтoй сeмьe в гoд, кoгдa кoнсулaми были Гнeй Пoмпeй Вeликий, Мaрк Лициний Крaсс. Прeдaниe глaсит, чтo вeткa тoпoля, пo трaдиции пoсaжeннaя в чeсть рoдившeгoся рeбeнкa, один (миг разрослась и вскоре сравнялась с другими тополями; это предвещало младенцу особое протекционизм богов, удачу и счастье; впоследствии "дерево Вергилия" почиталось наравне священное. Учился сначала в Кремоне и Медиолануме (Милане), затем в Риме, в риторической школе Эпидия, идеже обучались юноши из знатных фамилий, в том числе и преднамеченный император Октавиан Август; дружеские связи, сложившиеся в юности, обеспечили Вергилию посещение в высшие круги римского общества.
В этот период Вергилий был сходен к римским поэтам-неотерикам ("новаторам"), которые привнесли в латинскую поэзию метрические фигура и образный строй древнегреческой лирики. Под его именем сохранился прогрессия произведений ("Каталепты", "Скопа", "Комарик"), но их принадлежность ему оспаривается филологической критикой. Проводник не достиг успеха на поприще ораторского искусства: кр его была медлительна, манера держаться не отличалась уверенностью, а внешний вид — столичным лоском. "Высокого роста, смуглый, с деревенским в фас, слабого здоровья", — так описывает Вергилия Водан из биографов.
В 45 году до н. э. Вергилий переехал в окрестности Неаполя, идеже стал слушателем философской школы эпикурейца Сирона. Он увлекался медициной, математикой и мечтал вдрызг посвятить себя занятиям философией. В согласии с учением Эпикура спирт прожил жизнь уединенно, окруженный друзьями в небольшом поместье близ от Неаполитанского залива. Юные годы Вергилия проходили в бедственный период гражданских войн последних лет существования республиканского Рима; желанный мир, установленный к концу 30-х годов 1-го века раньше н. э., современники связывали с именем императора Октавиана Августа.
Два первых крупных произведения Вергилия "Буколики" (42-39 задолго. Ant. с н. э.) — "Пастушеские стихотворения" и "Георгики" (38-30 по н. э.) — "Земледельческие стихи", воспевают мирную существование (бренное) на лоне природы. "Буколики" состоят с десяти эклог ("избранных стихов") и близки сообразно форме "Идиллиям" Феокрита, знаменитого в Риме древнегреческого поэта Александрийской школы.
Пастушечьи песни Вергилия полны мягкого лиризма. I и IX эклоги описывают сетования пастухов, покидающих родину, II и VIII эклоги — песни о неразделенной любви, III и VII эклоги воспроизводят шутливое олимпиада в т. н. поочередном, "амебейном" пении, восходящем к древним народным традициям. Центральная, V свод, навеянная сицилийским мифом о пастухе Дафнисе, вносит в "Буколики" тему круговорота времен, смерти и воскресения.
В VI эклоге застатый детьми Силен, спутник Вакха, разворачивает в своей песне величественную картину мироздания и сотворения вселенной, близкую согласно духу философии чтимого Вергилием Лукреция. В IV эклоге дан эмоциональный образ золотого века: его скорое возвращение на землю Проводник связывает с рождением божественного младенца (современники видели в нем будущего возможного наследника Октавиана, в христианские век — предсказание о грядущем рождении Христа).
Дидактическая поэма о земледелии "Георгики" была создана в соответствии с просьбе Мецената, ближайшего сподвижника Августа. Воспевая спокойствие и величавость трудовой сельской жизни, Вергилий следует за Гесиодом. Спирт работал над "Георгиками" семь лет, достигнув в своих стихах непревзойденной в (видах всей латинской поэзии красоты и отточенности формы. Светоний рассказывает, что-нибудь каждое утро Вергилий сочинял множество стихов, диктовал их, а опосля в течение дня сокращал написанное, оставляя лишь несколько строк. Поэмы Вергилия пользовались в Риме небывалым успехом, "Буколики" актеры исполняли со сцены, а "Георгики" Проводник сам читал Августу четыре дня подряд.
"Энеида". Задуманная подобно ((тому) как) поэма о деяниях Августа и панегирик роду Юлиев, представители которого связывали свое этногенез с сыном прародителя римского народа Энея Асканием-Юлом, "Энеида" стала литературным эпосом, прославляющим судьбу и высокую миссию римского народа. Проводник работал над "Энеидой" 11 лет. Интенция ее имеет много параллелей с поэмами Гомера: скитания и муки героя, посещение им царства мертвых, изготовление ему богом-кузнецом чудесного оружия, военные действия из-за женщины, месть за гибель друга и др.
Да и то повествование "Энеиды" значительно более сжато: 12 книг после сравнению с 48 книгами Гомера. Эпическая неторопливость и отступления уступают губерния четкой композиции, где каждая книга представляет собой частичный законченный драматический эпизод, подчиненный единому целому — теме судьбы, которая ведет Энея, спасшегося с-под разрушенной ахейцами Трои, к основанию нового царства, а его потомков — к администрация над миром. История Рима предстает у Вергилия в картинах, украшающих стенд Энея, где изображены победы и триумфы Августа (VIII, 626-731), в череде душ героев, увиденных Энеем в подземном мире (VI, 760-885), и, в конце концов в знаменитом пророчестве, которое дает Энею душа его отца Анхиза (VI, 847-853, удача. С. Ошерова):
Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,
Либо — либо обличья мужей повторить во мраморе лучше,
Тяжбы предпочтительнее вести и движенья неба искусней
Вычислят иль назовут восходящие звезды, — невыгодный спорю:
Римлянин! Ты научись народами править державно —
В этом художество твое! — налагать условия мира,
Милость покорным обнаруживать и смирять войною надменных!
Три книги "Энеиды" — о разрушении Трои (II), о любви Дидоны и Энея (IV) и о нисхождении Энея в сфера мертвых (VI) Вергилий читал перед Августом; эти книги считаются особенно совершенными в поэме. На пятьдесят втором году жизни, собираясь привнести "Энеиде" законченный вид, Вергилий отправился в туризм по Греции и Малой Азии, чтобы самому увидеть описанные у Гомера места.
В Греции симпатия тяжело заболел и на корабле Августа, которого встретил в Афинах, направился назад на родину. Во время морского переезда болезнь усилилась и, достигнув Брундизия возьми юге Италии, Вергилий скончался. Прах его был перенесен в Неаполь, число смерти поэта впоследствии почитался как священный. По преданию, считая "Энеиду" незаконченной, Проводник хотел перед смертью бросить в огонь рукопись поэмы, только друзья не дали ему ее уничтожить.
Значение произведений Вергилия интересах римской культуры сопоставимо с тем значением, которое имели поэмы Гомера исполнение) культуры античной Греции и Библия для христианского средневековья. "Энеиду" изучали в римской школе, о ее громадной популярности свидетельствуют, в частности, надписи, найденные в стенах домов в Помпеях. Древнейшие из дошедших до нас латинских рукописей (капут 4 — начало 6 веков) содержат по преимуществу произведения Вергилия (средь них выделяется иллюстрированный Codex Vergilius Vaticanus, 5 в.). Рукописи сии снабжались пространными комментариями (наиболее известный многотомный труд Тёмная Сервия Гонората (4 век).
В средние века Вергилий почитался (языко великий поэт, мудрец и философ; в "Божественной комедии" Данте делает его своим спутником и проводником в соответствии с Аду и Чистилищу. Наряду с древними мудрецами и пророками Вергилий как бы предсказатель рождения Христа был представлен на фреске Благовещенского собора Московского Кремля (1560-е годы). Одновр`еменно в средневековье возникает миф о Вергилии — колдуне и чернокнижнике, с чарами которого как один "Хронике Иоанна Солсберийского" (12 век) было связано столп Неаполя. В рыцарском романе "Парсифаль" Вергилий говорят дедом и наставником в магии злого волшебника Клингсора.
Первые печатные издания Вергилия появились в Италии в 1469 году (Вечный город), 1475 году (Венеция), в 1501 году в знаменитой типографии Альда Мануция. Инициатор перевод "Энеиды" на древнегреческий язык был выполнен в 1-м веке Полибием, вольноотпущенником императора Клавдя. В эпоху Возрождения издаются переводы Вергилия на английском, французском, итальянском языках: они оказали большое буксир как на сложение буколической традиции в новоевропейской литературе, приближенно и на создание героических литературных эпосов ("Франсиада" П. Ронсара, 1572; "Лузиады" Л. Камоэнса, 1572; "Очищенный Иерусалим" Т. Тассо, 1581).
В конце 18 века вышел общерусский перевод "Энеиды" александрийским стихом, выполненный В. Петровым. В 1822 году Стаханово опубликовал под названием "Разрушение Трои" перерасчет второй книги "Энеиды", сделанный гекзаметром. Надо переводом "Энеиды" много работал Брюсов. В современных изданиях "Энеида" представлена в переводе С. А. Ошерова. Подстрочник "Буколик" и "Георгик" был выполнен в 1930-х годах С. Шервинским.