(13.05.1265 — 14.06.1321)
Рoдился в сeрeдинe мaя 1265г. вo Флoрeнции. Eгo рoдитeли были пoчтeнныe гoрoжaнe скрoмнoгo дoстaткa и принaдлeжaли к пaртии гвeльфoв, выступaвшeй прoтив влaсти гeрмaнскиx импeрaтoрoв в Итaлии. Oни смoгли oплaтить oбучeниe сынa в шкoлe, a впoслeдствии пoзвoлили eму, нe зaбoтясь o срeдствax, сoвeршeнствoвaться в искусствe стиxoслoжeния.
Кaк пoэт Дaнтe нaчинaeт с пoдрaжaния сaмoму влиятeльнoму в тo врeмя лиричeскoму пoэту Итaлии Гвиттoнe д’Aрeццo, нo вскoрe мeняeт пoэтику и вмeстe сo свoим стaршим другoм Гвидo Кaвaлькaнти стaнoвится oснoвoпoлoжникoм особой поэтической школы, самим Данте названной школой «сладостного нового стиля» (Сладко стиль нуово). Её главный отличительный признак – предельное персонификация любовного чувства.
1292 – автобиографическая повесть в стихах и прозе «Новая жизнь» (La vita nuova), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (прошел слух, что это была Беатриче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, если Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290г. Стихотворение сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то либо иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя её с христианской любовью к Богу. За смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал отчасти аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы».
1295-1296 – Данте чуть-чуть раз призывается на государственную службу, включая участие в Совете Ста, ведавшего финансовыми делами Флорентийской республики.
1300 – в качестве посла едет в Патриарх-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII. В часть же году Данте избран членом правительствующего совета приоров – эту положение Данте занимает с 15 июня по 15 августа. Исполняя её, спирт пытается воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых гвельфов (выступавших из-за независимость Флоренции от папы) и Чёрных (сторонников папской руководство).
Примерно в это время Данте женится на Джемме Донати, откуда род принадлежит чёрным гвельфам.
1301 – с апреля по сентябрь Данте сызнова входит в Совет Ста. Осенью того же года некто входит в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением получай Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301г., с приходом Карла, механизм в городе переходит к чёрным гвельфам, а белые гвельфы подвергаются репрессиям.
27 января 1302 – Данте, симпатии которого возьми стороне белых гвельфов, приговорён к изгнанию и лишён гражданских прав. Пуще он уже не возвращается во Флоренцию.
1304-1308 – трактат «Пир» (Il convivio), вымученный, по словам самого Данте для того, чтобы декларировать о себе как о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской тематике. «Пир» задуман ни дать ни взять своего рода энциклопедия в области философии и искусства, предназначенная пользу кого широкого кругов читателей; название «Пир» аллегорично: просто и вразумительно изложенные научные идеи должны насытить не избранных, да всех. П
редполагалось, что в «Пир» войдут четырнадцать поэм (канцон), каждая с которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей её аллегорическое и философское функция. Однако, написав толкования к трём канцонам, Данте оставляет работу по-над трактатом. В первой книге «Пира», служащей прологом, он пылко отстаивает право итальянского языка быть языком литературы.
Тоже Данте работает над трактатом на латинском языке «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia, 1304-1307), который-нибудь не был закончен: Данте написал лишь первую книгу и кусок второй. В нём Данте говорит об итальянском языке чисто средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду получай создание в Италии нового литературного языка, который встал бы надо диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией.
1307 – эскизно в это время Данте начинает писать «Божественную Комедию», прервав работу по-над трактатами «Пир» и «О народном красноречии». Свою поэму Данте называет «Комедией», ибо она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Молочные реки и созерцание Божественной сущности).
Кроме того, поэма написана простым стилем (в крест от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), возьми народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет «Божественная» в заглавии придуман безлюдный (=малолюдный) Данте, его предпослал «Комедии» Боккаччо, выражавший восхищение художественной красотой творения, и в первый раз он появляется в издании, вышедшем в 1555г. в Венеции.
Поэма состоит с ста песней приблизительно одинаковой длины (130-150 строк) и делится получи и распишись три кантики – «Ад», «Чистилище» и «Рай», по тридцать три песни в каждой; первая песнь «Ада» служит прологом ко всей поэме. Размер «Божественной Комедии» – одиннадцатисложник, сценарий рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в неё капитальный смысл. «Божественная Комедия» – непревзойдённый пример искусства как подражания, ради образец Данте берет всё сущее, как материальное, в) такой степени и духовное, сотворённое триединым Богом, наложившим на всё отголосок своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит пи три, а удивительная симметричность её строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господи придал всем вещам.
Хотя повествование «Комедии» почти до скончания веков может держаться на одном лишь буквальном смысле, сие далеко не единственный уровень восприятия. Следуя средневековой устои, Данте вкладывает в своё произведение четыре смысла: буквальный, эмблематический, моральный и анагогический (мистический). Первый из них предполагает «натуральное» экспликаци загробного мира со всеми его атрибутами.
Второй смак. Ant. бессмыслица предполагает выражение идеи бытия в абстрактной её форме: в мире конец двигается от тьмы к свету, от страданий к радости, через заблуждений к истине, от плохого к хорошему. Главной можно полагать идею восхождение души через познание мира. Моральный выгода предполагает идею воздаяния за все земные дела в жизни загробной. Анагогический звучание предполагает постижение Божественной идеи через восприятие красоты самой поэзии, словно языка тоже Божественного, хотя и сотворённого разумом поэта, человека земного.
1310 – богоборец Генрих VII вторгается в Италию с «миротворческой» целью. На это случившееся Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликается пылким письмом «К правителям и народам Италии», призывая принять сторону Генриха. В другом письме, под названием «Флорентиец Данте Алигьери, напрасно изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе», он осуждает борьба, оказанное Флоренцией императору.
1312-1313 – трактат-исследование «О монархии» (De monarchia). На этом месте в трёх книгах Данте стремится доказать истинность следующих утверждений:
1) исключительно под властью единого вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и привести в исполнение своё предназначение;
2) Господь избрал римский народ, чтобы оный правил миром (следовательно, этим монархом должен быть король Священной Римской империи);
3) император и папа получают власть из рук в руки от Бога (следовательно, первый не подчинен второму).
Сии взгляды высказывались и до Данте, но он привносит в них пламя убеждения. Церковь немедленно осуждает трактат и приговаривает книгу к сожжению.
1313 – в дальнейшем неудачной трёхлетней кампании, Генрих VII внезапно умирает в Буонконвенто.
1314 – затем смерти папы Климента V во Франции Данте выступает пока что с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывает их выбрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Вечный город.
На некоторое время Данте находит убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Кекур, которому посвящает заключительную часть «Божественной Комедии» – «Рай».
Последние годы жизни циклик проводит под покровительством Гвидо да Полента в Равенне.
В последние двойка года жизни Данте пишет латинским гекзаметром две эклоги. Сие был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, каковой убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью исполнение) увенчания лавровым венком. Исследование «Вопрос о воде и земле» (Questio de aqua et terra), посвящённое вызывавшему огромное число споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Владенья, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, по сей день на латыни (некоторые упоминались).
14 сентября 1321 – Данте умирает в Равенне, завершив вскоре до смерти «Божественную Комедию».