Спрос на медицинские услуги в различных сферах постоянно растет. Возникло множество новых методов и возможностей лечения заболеваний, которые раньше приводили к значительному ухудшению качества жизни или даже смерти. Но больницы, оснащенные современными технологиями, да и врачи, обладающие соответствующими знаниями доступны не везде. Поэтому направление медицинских транспортировок активно развивается, особенно в частной медицине.
Сейчас часто говорят о медицинском туризме. Но помимо выбора клиники, где пациент планирует лечиться, есть множество сопутствующих вопросов. И один из важнейших — это транспортировка до места назначения. Если больной находится в удовлетворительном состоянии и может сам свободно двигаться, то вопрос частично снимается. Иногда достаточно сопровождение доктора или родственника и перемещение доступным общественным или личным транспортом, будь то машина, поезд, самолет. Но если состояние тяжелое, а перемещение в другую клинику требуется немедленно, если оно усложнено расстояниям между лечебными учреждениями, возникают проблемы.
«Мы каждый день сталкиваемся с транспортировкой больных, находящихся в тяжелом состоянии, — комментирует руководитель службы скорой помощи INTO – SANA Владимир Витальевич Лашин. – Задача реанимобилей службы скорой помощи оказать первую медицинскую помощь, провести первичную диагностику и, в случае необходимости, реанимационные мероприятия. И, конечно же, доставить в лечебное учреждение, будь то наша клиника, другая государственная больница или, в случае необходимости, больница в другом городе, а иногда даже государстве».
Почему же не все могут проводить медицинские транспортировки, особенно на дальние расстояния? К автомобилям и персоналу, которые оказывают данную услугу повышенные требования. Транспорт на время должен заменить реанимационную палату стационара, соответственно необходимо оборудование именно для таких задач: усиленная ходовая подвеска, автономная система кондиционирования и обогрева салона, GPS-навигация, увеличение запаса кислорода из расчета возможностей потребности транспортировки больного с проведением непрерывной искусственной вентиляции легких в течение не менее 8-10 часов. Автомобили должны быть оснащены мониторами слежения за состояниям больных, возможностью проводить постоянный мониторинг состояния пациента (контроль ЭКГ, частоты пульса, частоты дыхания, артериального давления, насыщения крови кислородом), инфузоматами (аппаратами для дозированного длительного внутривенного введения медикаментов), современными средствами транспортной иммобилизации: транспортными шинами, воротником Шанца в случае повреждения шейного отдела, многофункциональными носилками, креслом-каталкой и т.д .. Очень желательно использование противопролежневых и вакуумных матрасов.
Но не только к транспорту, а и к персоналу особые требования. Как только пациент попадает в салон автомобиля, всю ответственность за судьбу больного несет врач скорой помощи. Ну и, конечно же, задача водителей – как можно быстрее, мягче и легче перевезти тех пациентов, чье состояние не терпит резких движений, внезапных торможений и «тяжелых» дорог.
На сегодняшний день транспортными медицинскими перевозками занимаются как государственные, так и частные структуры. Но в реалиях из государственного бюджета эта статья расходов не финансируется в достаточном объеме, поэтому траты на транспортировку больного ложатся на плечи родных.
С ценами частных структур все прозрачно, они указаны в прайсах или их можно узнать в контакт- центрах клиник. Средняя стоимость перевозки больного на специальном, оснащенном для дальних расстояний реанимобиле рассчитывается в зависимости от километража или времени, потраченного на дорогу. Так расстояния до 100 км, считается от времени и стоит от 600 грн/час. Свыше 100 км, в основном, считают по тарифу 8 грн/км. Но стоит подчеркнуть, что оплачивается дорога в два конца. То есть, путь с Одессы в Киев и назад составляет грубо 1000 км. Следовательно, тариф такой поездки будет 8000 грн.