Некоторые морские военные суда и самолеты используют высокотехнологичное покрытие и специальные формы элементов их конструкции, которые позволяют рассеять, отклонить и поглотить высокочастотные радиосигналы радарных систем. Такие методы работают достаточно хорошо при условии небольших размеров маскируемой техники против радаров, излучающих луч высокочастотного излучения с широкой диаграммой направленности. Однако, при использовании более низких частот и узкофокусированного луча антистелс-радаров все эти меры резко теряют свою эффективность. Для решения этой проблемы группа китайских исследователей разработала новый «электронный» материал, покрытие из которого эффективно поглощает радиоволны в очень широком диапазоне.
Сантиметровый диапазон радиоволн (Super High Frequency, SHF) используется многими военными радарными системами, которые предназначены для отслеживания целей, их идентификации и наведения на них ракет и других средств поражения.
Существующие стелс-технологии обладают достаточно высокой эффективностью при маскировке техники от обнаружения такими радарами. Однако более низкочастотные радары, работающие в диапазоне UHF (Ultra High Frequency), достаточно легко обнаруживают технику, скрываемую стелс-технологиями.
Новый материал, получивший название Active Frequency Selecting Surface (AFSS), который был разработан исследователями из Хуачжунского университета наук и технологий (Huazhong University of Science and Technology), при помощи активных электронных компонентов может динамически изменять коэффициент его поглощения в различных диапазонах радиочастот.
Это позволит самолету, находясь еще далеко за пределами радиуса действия радара, уловить его излучение и настроить свою стелс-систему на максимальную степень противодействия этому радару заранее.
Полная толщина этого четырехслойного покрытия составляет 7.8 миллиметра.
Первым слоем является слой, толщиной 0.8 миллиметра из эпоксидного пластика, который выступает в качестве основы материала. Затем следует защитный медный слой, толщиной всего в 0.04 миллиметра на который наносится 7-миллиметровый слой из диэлектрического материала, который электрически изолирует последний слой оболочки от элементов корпуса самолета. И заключительным слоем покрытия является еще один тонкий металлический слой.
По существу, вся поверхность корпуса самолета превращается в перестраиваемый резонансный контур, в котором роль излучающей антенны выполняет тонкий медный слой покрытия. А дополнительные катушки индуктивности, резисторы и другие электронные компоненты позволяют перестраивать частоту резонанса контура и, как следствие максимальную степень поглощения, в диапазоне от 0.7 до 1.9 ГГц, понижая коэффициент отражения радиосигналов на 10–40 децибелов. Другими словами,
система AFSS эффективно поглощает все сигналы в диапазоне, используемом большинством современных радарных систем.
Но самым удивительным фактом является то, что все стелс-технологии и методы их обнаружения являются крайне секретной информацией во всех странах.
Поэтому совершенно непонятно почему китайские исследователи опубликовали результаты своей работы и описание системы AFSS в публичном доступе.