Фoнд «Скoлкoвo», Aгeнтствo стрaтeгичeскиx инициaтив и Рoссийскaя вeнчурнaя кoмпaния oбъявили o зaпускe двуx пилoтныx тexнoлoгичeскиx кoнкурсoв в рaмкax Нaциoнaльнoй тexнoлoгичeскoй инициaтивы.
«Призoвыe кoнкурсы (кoнкурсы-«вызoвы») пoд эгидoй Нaциoнaльнoй тexнoлoгичeскoй инициaтивы – этo нoвый для Рoссии инструмeнт пoддeржки иннoвaций. Oн пoзвoлит сфoрмирoвaть новое активное сообщество энтузиастов — ученых и инженеров – которое станет генератором не только новых стартапов, но и обеспечит конкурентоспособность России на высокотехнологичных рынках», – убежден председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов.
Технологические конкурсы – новый формат соревнований, в которых победа присуждается за понятное и повторяемое решение конкурсного задания, продемонстрированное жюри и широкой общественности. Призовой фонд составит от 150 млн до 200 млн рублей на каждый конкурс. Первый конкурс посвящен разработке беспилотного автомобиля для экстремальных погодных условий, другой – созданию водородных топливных элементов для малых транспортных средств. Оба конкурса стартуют в начале следующего года, а финальные испытания запланированы на осень 2018-го.
Цель первого конкурса в том, чтобы научить беспилотный транспорт безопасно ездить в экстремальных погодных условиях, например, зимой. Перед разработчиками стоит задача разработать программное обеспечение, сконструировать высокопроизводительные сенсоры, бортовые вычислительные комплексы и механизмы управления. Участникам конкурса предстоит сконструировать беспилотный аппарат, способный проехать 50 километров за три часа по зимним дорогам городов. Первые заезды состоятся в марте 2018 года, а финал конкурса в ноябре 2018 года.
Второй технологический конкурс направлен на создание водородных топливных элементов для транспорта, которые могут сравниться по эффективности с традиционными двигателями внутреннего сгорания и аккумуляторами. Соревнования будут проходить в двух номинациях: энергоустановки для малых беспилотных аппаратов, а также для легковых автомобилей, катеров и легких летательных аппаратов.
До 2020 года Сколково, АСИ и РВК планируют провести до 6 технологических конкурсов в разных сферах.
«Этот новый для России инструмент поддержки инноваций давно используется за рубежом: именно технологические конкурсы стимулировали там рост новых рынков — частной космонавтики и беспилотных транспортных средств. В рамках подписанного в июне этого года Фондом «Сколково», РВК и АСИ соглашения о сотрудничестве в организации и проведении технологических конкурсов мы создали специальный департамент, который совместно с нашими партнерами сразу же приступил к работе. Для научного сообщества и инженерных команд были сформулированы первые две амбициозные и в то же время конкретные задачи, имеющие стратегическую значимость в глобальном масштабе. Мы надеемся, что подобные конкурсы позволят сформировать новое активное сообщество энтузиастов — ученых и инженеров — которое станет генератором не только новых стартапов, но и обеспечит конкурентоспособность Российской Федерации на высокотехнологичных рынках в среднесрочной и долгосрочной перспективе», — подчеркнул Игорь Дроздов, председатель правления Фонда «Сколково».
Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, рассказал о направлениях, с которых стартует проект: «Первое направление связано с тем, что не может сделать Tesla. Этот автомобиль может проехаться по американскому городу, но не способен ориентироваться в российском городе зимой: надо учитывать данные с дорожных знаков, а у нас с этим проблемы. Второе направление связано также с летательными беспилотными аппаратами. Ключевой технологический барьер – автономность, поэтому участники будут работать над автономными источниками энергии». Двумя первыми конкурсами станут «Зимний город» и «Водородная энергетика на топливных элементах».
«Кроме традиционных форм поддержки вроде финансирования и грантов мы решили совместно с другими институтами развития сделать проект, который бы позволил не покупать готовые решения, не финансировать исследовательские разработки с фиксированными бюджетом и ТЗ, а поставить перед людьми нерешенную и невыполнимую задачу», – отозвался о запуске конкурсов Александр Повалко, гендиректор РВК.
Альберт Ефимов, советник председателя правления Фонда «Сколково», в интервью Sk.ru, анонсируя запуск технологических конкурсов, говорил: в XXI веке стимулирующие состязания с призом «за преодоление» становятся все более популярным средством развития инновационной активности – подавляющее большинство самых известных мировых технологических состязаний последних лет проходит именно по такой схеме. Это, например, конкурс Ansari X Prize, в рамках которого 10 млн долларов обещали первой негосударственной организации, совершившей два пилотируемых суборбитальных космических полета на одном многоразовом космическом аппарате в течение двух недель. Победа в итоге досталась команде «Tier One», разработавшей воздушно-космическую систему SpaceShipOne. Технология космических полетов изобретена была намного раньше. Но только данный конкурс на практике доказал, что частная компания, не имеющая государственной поддержки, способна сделать то же, что пока было доступно лишь крупным государственным организациям и корпорациям ВПК. Этот конкурс стал началом частной космонавтики.
Другой известный конкурс – DARPA Grand Challenge, нацеленный на создание транспортного средства, позволяющего проехать по пустыне Мохаве в США 211 км в полностью автономном режиме.
«Таким образом агентство DARPA (подразделение Пентагона, занимающееся перспективными военными разработками) намеревалось получить автономный медицинский транспортер, который эвакуировал бы раненых бойцов с поля боя, – поясняет Альберт Ефимов. – В 2007 году несколько команд успешно справились с поставленной задачей. И хотя DARPA своей цели так и не достигло и эвакуатор не был создан, агентство решило куда более значимую задачу – основало целую отрасль автономных транспортных средств. Влияние этого конкурса невозможно переоценить: участвующие в нем команды либо были куплены вскоре после состязаний (так, Google X Lab была создана на базе команды Стэнфорда, участвовавшей в DARPA Grand Challenge), либо сами конкурсанты запустили успешные стартапы».
«Эти конкурсы демонстрируют два важных момента, – продолжает А. Ефимов. – DARPA Grand Challenge показал, что технологии существовали, ведь исследования в области беспилотных автомобилей идут с середины прошлого века. Но нужно было дождаться момента X, чтобы все технологии сконцентрировались в одной точке. Требовался лишь небольшой толчок, чтобы придать импульс развитию отрасли. Что до конкурса Ansari X Prize, то он показал другую вещь. Запуск людей в космос в СССР, России, США, Европе и Китае поставлен на поток. Но главным участником этого процесса традиционно было государство и корпорации ВПК; частный бизнес оставался в стороне. И вот то, что еще вчера казалось фантастикой – допуск частных компаний к космической деятельности – удалось воплотить в жизнь».
Отталкиваясь от этих примеров, Альберт Ефимов формулирует главные особенности технологических конкурсов.
«Во-первых, это абсолютность достижений. Корабль либо поднялся на высоту 100 км дважды за две недели – либо нет. Беспилотная машина либо проехала 200 км по трассе – либо нет. Это абсолютный критерий, и он является неоспоримым: мы не создаем презентацию, описывающую, как совершить суборбитальный пролет, а реально это делаем».
Во-вторых, это новые участники, которые оказываются вовлечены в инновационную деятельность.
По оценке А. Ефимова, «любое такое соревнование, особенно в России, как правило, предполагает участие usual suspects (обычные подозреваемые), сильных команд, имеющих репутацию в данной отрасли. Такие герои просто приходят и выигрывают. Чтобы дать дорогу unusual suspects (новым командам), есть различные социальные лифты. Конкурсы Фонда «Сколково», например, во многом помогают исправить такую ситуацию. Но в целом, если мы говорим про конкурсы, особенно министерские и ведомственные, то там все очень строго. Собирается куча бумаг (конкурсная документация), потом эксперты и чиновники выбирают лучшее, на их взгляд, предложение и выделяют деньги. Разработчики создают решение и потом сдают в архив отчет о проделанной работе. Что дальше происходит со сделанной работой, уже никого не интересует, если отчет оформлен корректно. Настоящий технологический конкурс важен тем, что поставленная задача с самого начала рассчитана на привлечение новых команд, тех самых unusual suspects, которые могут решить задачу эффективным, но совершенно нетрадиционным способом. Еще одно преимущество технологических конкурсов – сила естественной кластеризации команд, образующей виртуальные группы и консорциумы уже в ходе конкурса. Слабые, но общительные команды могут победить более сильного соперника за счет активности в использовании и переиспользовании решений своих партнеров».