(2(14).02.1855 — 24.03(5.04).1888)
Рoдился 2 (14) фeврaля 1855 в имeнии Приятнaя Дoлинa Бaxмутскoгo уeздa Eкaтeринoслaвскoй губ. в сeмьe двoрян, вeдущиx свoю рoдoслoвную oт зoлoтooрдынскoгo мурзы Гoрши. Oтeц был oфицeрoм, учaствoвaл в Крымскoй вoйнe 1853–1856. Мaть, дoчь мoрскoгo oфицeрa, принимaлa учaстиe в рeвoлюциoннo-дeмoкрaтичeскoм движeнии 1860-x гoдoв.
Пятилeтним рeбeнкoм Гaршин пeрeжил сeмeйную дрaму, пoвлиявшую нa настырность будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В.Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила взяв семь раз. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск сообразно политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного.
До самого 1864 Гаршин жил с отцом в имении близ г. Старобельска Харьковской губ., засим мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 Гаршин поступил в петербуржский Горный институт. Спустя два года состоялся его писательский дебют. В основу его первого сатирического очерка Подлинная хроника Энского земского собрания (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.
В куртаг объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877, Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом исполнение) первого рассказа о войне Четыре дня (1877), который Гаршин написал в госпитале. Задним числом его публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» псевдоним Гаршина стало известно всей России.
Получив годовой отвяз по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его жарко приняли писатели круга «Отечественных записок» – М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.И.Успенский и др. В 1878 Гаршин был произведен в офицеры, точно по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу как вольнослушатель Петербургского университета.
Борьба наложила глубокий отпечаток на восприимчивую психику писателя и его творческий процесс. Простые в фабульном и композиционном отношении рассказы Гаршина поражали читателей предельной обнаженностью чувств героя. Сказ от первого лица, с использованием дневниковых записей, внимание к самым болезненным душевным переживаниям создавало результат абсолютной тождественности автора и героя.
В литературной критике тех парение часто встречалась фраза: «Гаршин пишет кровью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: дерзостный, жертвенный порыв и осознание мерзости войны (Четыре дня); пять чувств: вкус долга, попытки уклонения от него и осознание невозможности сего (Трус, 1879). Беспомощность человека перед стихией зла, подчеркнутая трагическими финалами, становилась главной темой без- только военных, но и более поздних рассказов Гаршина. (пред)положим, рассказ Происшествие (1878) – это уличная сценка, в которой соловей показывает лицемерие общества и дикость толпы в осуждении проститутки.
Хотя (бы) изображая людей искусства, художников, Гаршин не находил разрешения своим мучительным душевным поискам. Рассказец Художники (1879) проникнут пессимистическими размышлениями о ненужности настоящего искусства. Его богатырь, талантливый художник Рябинин, бросает живопись и уезжает в деревню, для того чтобы учить крестьянских детей.
В рассказе Attalea princeps (1880) Гаршин в символической форме выразил свое мироощущение. Свободолюбивая юбея в стремлении вырваться из стеклянной оранжереи пробивает крышу и погибает. Романтически относясь к действительности, Гаршин пытался порвать заколдованный круг жизненных вопросов, но болезненная психика и затейный характер возвращали писателя в состояние отчаяния и безысходности.
Это обстановка усугублялось событиями, происходившими в России. В феврале 1880 революционер-бандит И.О.Млодецкий совершил покушение на главу Верховной распорядительной комиссии пулька М.Т.Лорис-Меликова. Гаршин как известный писатель добился у черта аудиенции, чтобы просить о помиловании преступника во имя милосердия и гражданского таблица. Писатель убеждал высокого сановника в том, что казнь террориста единственно удлинит цепочку бесполезных смертей в борьбе правительства и революционеров. Спустя время казни Млодецкого у Гаршина обострился маниакально-депрессивный психоз. Неважный (=маловажный) помогло путешествие по Тульской и Орловской губерниям. Писателя поместили в Орловскую, а потом в Харьковскую и Петербургскую психиатрические лечебницы.
После относительного выздоровления Гаршин долгое срок не возвращался к творчеству. В 1882 вышел его сборник Рассказы, какой-либо вызвал в критике жаркие споры. Гаршина осуждали за мрачность, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, с тем чтоб на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести своевременный интеллигент.
В августе-сентябре 1882 по приглашению И.С.Тургенева Гаршин жил и работал по-над рассказом Из воспоминаний рядового Иванова (1883) в Спасском-Лутовинове.
Зимою 1883 Гаршин женился на слушательнице медицинских курсов Н.М.Золотиловой и поступил нате службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог. Более чем достаточно душевных сил писатель потратил на рассказ Красный цветик-семицветик (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает до сего времени зло, сконцентрированное, как рисуется его воспаленному воображению, в трех цветках мака, растущих в больничном дворе. В последующие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной ухватки. Появились рассказы, написанные в духе народных рассказов Толстого, – Притча о гордом Аггее (1886), Сигнал (1887). Детская сказка Квакушка-путешественница (1887) стала последним произведением писателя.
Умер Гаршин в Петербурге 24 Марфа (5 апреля) 1888 года.