(1868-1936)
великодержавный писaтeль, публицист
Нaстoящиe имя и фaмилия Aлeксeй Мaксимoвич Пeшкoв. Oтeц, Мaксим Сaввaтиeвич Пeшкoв (1840-1871) ибн сoлдaтa, рaзжaлoвaннoгo из oфицeрoв, стoляр-крaснoдeрeвщик. В пoслeдниe гoды рaбoтaл упрaвляющим пaрoxoднoй кoнтoрoй, умeр oт xoлeры. Мaть, Вaрвaрa Вaсильeвнa Кaширинa (1842-1879) изо мeщaнскoй сeмьи; рaнo oвдoвeв, втoричнo вышлa зaмуж, умeрлa oт чaxoтки.
Дeтствo писaтeля прoшлo в дoмe дeдa Вaсилия Вaсильeвичa Кaширинa, кoтoрый в мoлoдoсти бурлaчил, зaтeм рaзбoгaтeл, стaл влaдeльцeм крaсильнoгo зaвeдeния, в стaрoсти рaзoрился. Дeд oбучaл мaльчикa пo цeркoвным книгaм, бaбушкa Aкулинa Ивaнoвнa приoбщилa внукa к нaрoдным пeсням и скaзкaм, нo глaвнoe зaмeнилa мaть, "нaсытив", пo слoвaм самого Горького, "крепкой насильственным путем для трудной жизни" ("Детство").
Настоящего образования Ж не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась отдельно, он рос "самоучкой". Тяжелая работа (посудник получи пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, онбаши на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее сноровка жизни и внушили мечты о переустройстве мира. "Мы в макрокосм пришли, чтобы не соглашаться…" сохранившийся кусок уничтоженной поэмы молодого Пешкова "Песнь старого дуба".
Охлофобия к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался кончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, "ходил в племя", странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: с идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке поблизости с "Капиталом" К. Маркса и "Историческими письмами" П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.
Грубиянство и невежество провинциального быта отравили его душу, но и парадоксальным образом породили веру в Человека и его потенциальные внутренние резервы. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая умствование, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже если вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себя бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Эскиз Иова, где "Бог поучает человека, как ему вестись богоравным и как спокойно встать рядом с Богом" (извещение Горького В. В. Розанову, 1912).
Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался около именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией А. Пешков; обозначения "А. М. Нелёгкий" и "Алексей Максимович Горький" контаминируют имя с настоящим именем) появился в 1892 году в тифлисской газете "Всесоюзная здравница", где был напечатан первый рассказ "Макарий Чудра".
В 1895 году, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале "Русское тугой карман" (рассказ "Челкаш"). В 1898 году в Петербурге вышла сочинение "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 году появились книга в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повестушка "Фома Гордеев". Слава Горького росла с невероятной быстротой и немного спустя сравнялась с популярностью Чехова иЛьва Толстого.
С самого начала обозначилось несоответствие между тем, что писала о Горьком критика, и тем, который желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла сообразно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, симпатия искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам суждение М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой "идейного лиризма".
Его герои совмещали в себя типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной устои, и особого рода "философию", которой автор наделял героев согласно собственному желанию, не всегда согласуясь с "правдой жизни". Критики в маза с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а нескованно "вопрос о Горьком" и созданном им собирательном лирическом образе, который-нибудь стал восприниматься как типический для России конца 19 азы — 20 веков и который критика сравнивала со "сверхчеловеком" Ницше. До настоящего времени это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его компаратив модернистом, чем реалистом.
Общественная позиция Горького была радикальной. Спирт не раз подвергался арестам, в 1902 году Николай II распорядился расторгать (договор) его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в нить (красная) протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 году вступил в круг РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая крыша революции 1905-1907 годов.
Быстро проявил себя Горький и словно талантливый организатор литературного процесса. В 1901 году встал вот главе издательства товарищества "Знание" и вскоре стал публиковать "Сборники товарищества "Знание", где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
Венец раннего творчества, пьеса "На дне", в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, Книппер-Чехова и др.) В 1903 году в берлинском Kleines Theater состоялось демонстрация "На дне" с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Часть пьесы Горького "Мещане" (1901), "Дачники" (1904), "Наше будущее солнца", "Варвары" (обе 1905), "Враги" (1906) никак не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.
После поражения революции 1905-1907 годов Трудный эмигрировал на остров Капри (Италия). "Каприйский" ступенька творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о "конце Горького" (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими зеркало в повести "Мать" (1906; вторая редакция 1907).
Спирт создает повести "Городок Окуров" (1909), "Из малолетства" (1913-1914), "В людях" (1915-1916), цикл рассказов "Точно по Руси" (1912-1917). Споры в критике вызвала повесть "Признание" (1908), высоко оцененная Блоком. В ней впервые прозвучала тематика богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе на рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим "заискивание с боженькой".
Первая мировая война тяжело отразилась сверху душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи "коллективного разума", к которой спирт пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Сок, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная Веруля в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью.
Борьба стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен поперед "окопной вши", "пушечного мяса", от случая к случаю люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен пред логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года питаться строки: "Как же мы потом жить будем?//Подобно как нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?"
Октябрьская переворот подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней без- "музыку", а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся помощью все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры.
В "Несвоевременных мыслях" (ряд статей в газете "Новая жизнь"; 1917-1918; в 1918 году вышли отдельным изданием) симпатия обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Однако там же назвал русский народ органически жестоким, "звериным" и тем самым в противном случае не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с сим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге "О русском крестьянстве" (1922).
Несомненной заслугой Горького была энергичная продукт по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Кое-как ли не ради этого задумывались такие культурные задел, как организация издательства "Всемирная литература", раскрытие "Дома ученых" и "Дома искусств" (коммун исполнение) творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш "Сумасшедший корвет" и книге К. А. Федина "Горький среди нас"). Тем не менее многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что-что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
С 1921 в соответствии с 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился за слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), без- прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал повторение "Рассказы 1922-1924 годов", "Заметки с дневника" (1924), роман "Дело Артамоновых" (1925), начал сопеть над чем над романом-эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (1925-1936). Современники отмечали опытный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой получай формальные искания русской прозы 1920-х годов.
В 1928 году Неприятный совершил "пробную" поездку в Советский Союз (в отношения с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), по этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Конец встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился сверху родину. Как художник он целиком погрузился в создание "Жизни Клима Самгина", панорамной картины России следовать сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное покровительство перед лицом мирового сообщества.
Его многочисленные статьи создавали панегирический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых Бедный не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительная площадка заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал бездна предприятий: издательство "Аcademia", книжные серии "Событие фабрик и заводов", "История гражданской войны", толстяк "Литературная учеба", а также Литературный институт, позднее названный его именем. В 1934 году возглавил Союз писателей Страна советов, созданный по его инициативе.
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, точь в точь и смерть его сына Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обеих до сих пор не нашли документального подтверждения. Сосуд с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.