(1720-1806)
итaльянский дрaмaтург
Брaт писaтeля и критикa Гaспaрo Гoцци. Скaзки (фьябы) чтобы тeaтрa с мoтивaми фoльклoрa и элeмeнтaми кoмeдии дeль aртe: «Любoвь к трeм aпeльсинaм» (1761), «Кoрoль-oлeнь» (1762), «Турaндoт» (1762) и др.; трaгикoмeдии в мaнeрe испaнскoй «кoмeдии плaщa и шпaги»; «Бeспoлeзныe мeмуaры» (1797) o жизни театральной Венеции.
Карлуня Гоцци — итальянский драматург и поэт Венеции. Написал несколько стихотворных романов и сладострастник, одиннадцать новелл в прозе и автобиографические записки: «Memoire inutili» (бесполезные воспоминания), но все это давно забыто и известность Гоцци зиждется в его деятельности, как драматурга. И в этом отношении, однако, престиж, которым он долго пользовался в Италии и особенно в Германии, в пору процветавшей в дальнейшем романтической школы, сильно понизился, и значение его в настоящее эпоха— исключительно историко-литературное.
Драматическая деятельность Карла Гоцци выразилась, главным образом, в энергетическом, хоть даже сказать озлобленном противодействии реформе Гольдони, которой некто усмотрел только рабскую французоманию и (умышленно или по недомыслию) сполна упустил из виду все что было чисто национального в комедиях Гольдони. Воистину так же враждебно отнесся он к стремлениям последнего возвысить первобытную и грубую «Commedia dell’arte» нате степень художественной «комедии характеров», увидев и здесь еретическое козни на наследие итальянской старины.
Но если исходная пиксел Карла была отчасти верна, то применение ее оказалось в высшей степени фальшивым. Смелый Гоцци осуждал Гольдони, например, за то, что возлюбленный «представлял на сцене только ту правду, которая была у него поперед. Ant. после глазами, копируя ее осязательно и грубо, а не подражая натуре с подобающим писателю изяществом…. и исходил с принципа, что правда сама по себе всегда нравится…».
В борьба Гольдониевской «комедии характеров», Карл Гоцци ввел новый возводить себя от отдалённого предка пьес, которые он назвал fiabe (басни) — старое, малоупотребительное итальянское сказуемое — и которые представляют собой соединение старого «балаганного» элемента с романтическим: первого — в виде сохранения, да в довольно изуродованном виде, старых «стоячих масок», второго— в массе феерично-сказочных подробностей, приближающих эти пьесы скорее к пантомимам, балетам и т. п.
Ко всему этому не грех бы и что-л. сделать присоединить и полемические тенденции автора, выразившиеся особенно резко в первой а из этих пьес («L’amore delle tre Melarance»), направленной насупротив Гольдони; за нею последовали «Ворон», «Турандот» (впоследствии переведенное Шиллером), «Король Олень», «Женщина Змея», «Зеленая птичка», которую я назвал «философской сказкой» и в главных действующих лицах которой — двух новых философах — ополчился встречный новой французской философии. Гельвеций, Руссо и Вольтер вызывали с его стороны гневно-фанатические нападки.
Fiabe Гоцци в течение десяти пятнадцати планирование пользовались значительным успехом в массе публики, благодаря их вот внешнему интересу, но вызывали оппозицию серьезных и литературно развитых людей. Уступая этому давлению, симпатия перешел впоследствии к новому роду «комедий или трагикомедий», которых написал лишше двадцати и большинство которых имеет образцами пьесы испанского репертуара.
Изо этой категории произведений Карл Гоцци в настоящее время маловыгодный появляется на итальянской сцене почти ни одно, уж на что молодец есть у вас Симонд де Сисмонди, относясь к ним, как к пьесам не касаясь частностей «не хорошим», находит в них постоянное присутствие «интереса, жизни и веселости». Промеж (себя) тем как часть современной Гоццовской критики признавала его изумительнейшим (год) спустя Шекспира явлением, новейшая (и притом итальянская) критика произнесла ему привередливый, но во многих отношениях справедливый приговор: «Гоцци», — говорит Угони — «обладал большим талантом и фантазиею, же это был враждебный культуре писатель, с ничтожным образованием, стремившийся в своих Fiabe унизить умственное развитие своих зрителей, запечатлевая в них принципы полного обскурантизма».
Наипаче полное собрание сочинений Карла Гоцци издана в Венеции 1802 г.