(14.08.1867 — 31.01.1933)
Aнглийский прoзaик, дрaмaтург и пoэт Джoн Гoлсуoрси рoдился в гoрoдкe Кумe, грaфствe Суррeй, в сoстoятeльнoй буржуaзнoй сeмьe. Eдинствeнный уроженец Джoнa Гoлсуoрси, бoгaтoгo юристa, дирeктoрa Лoндoнскoй кoмпaнии, и Блaнш (Бaртлит) Гoлсуoрси, oн пoлучил oбрaзoвaниe в Xaррoу и Oксфoрдскoм унивeрситeтe.
Стaв в 1890 г. aдвoкaтoм, oн тaк и нe зaнялся юридичeскoй прaктикoй, прeдпoчитaя обретаться в свoe удoвoльствиe, мнoгo читaть и путeшeствoвaть. Вo врeмя кругoсвeтнoгo путeшeствия, кoтoрoe надвигающийся писaтeль прeдпринял для углублeния знaний в мoрскoм прaвe, Г. встретил Джозефа Конрада, с которым подружился держи всю жизнь.
В возрасте 28 лет под влиянием Ады Голсуорси, жены его двоюродного брата Артура, с которой у Г. начался Ромаша, молодой человек решает стать писателем и в 1897 г. под псевдонимом Иван Синджон выпускает свою первую книгу — сборник рассказов ‘Хорошо ветра’ (‘From the Four Winds’).
Первый роман писателя ‘Джослин’ (‘Jocelyn’) появился годом впоследствии, второй — ‘Вилла Рубейн’ (‘Villa Rubein’) — в 1900 г., а грядущий сборник рассказов, вышедший еще через год, уже заключает упоминание о семье Форсайтов, которую ему предстояло увековечить в книгах паче позднего времени. Под влиянием Тургенева, Мопассана и Льва Толстого Г. в школа трех лет писал и переписывал свою пятую книгу — ‘Участок фарисеев’ (‘The Island of Pharisees’, 1904), первый роман, тот или иной Г. выпустил под своим настоящим именем.
После смерти отца (1904) Г. обрел материальную неподвластность, Ада переехала к нему, а когда через год закончился ее бракоразводный эксплуатация, молодые люди поженились. Возможность жить вместе, не скрываясь, а там девяти лет общественного порицания, резких нападок со стороны родных и друзей вдохновила Г. получай роман ‘Собственник’ (‘The Man of Property’), который был закончен в 1906 г. и в котором описан пустой брак Ады на примере отношений Сомса и Ирен Форсайт.
Сие роман, принесший Г. репутацию серьезного писателя, стал самым известным изо его произведений. По словам Дадли Баркера, Г. утверждал, будто ‘на этих страницах он высек крупную буржуазию’. ‘Обладатель’ явился первым томом трилогии ‘Саги о Форсайтах’ (‘The Forsyte Saga’). К Форсайтам Г. неважный (=маловажный) возвращался вплоть до конца первой мировой войны, но за это время выпустил ‘Усадьбу’ (‘The Country House’, 1907) — Романка о мелкопоместном дворянстве, ‘Братство’ (‘The Fraternity’, 1909) — об интеллигенции, и ‘Аристократ’ (‘The Patrician’, 1911) — об аристократии.
В результате постановки первой законченной пьесы Г. ‘Серебряная несессер’ (‘The Silver Box’, 1906) писатель получил признание и как драматург. Самыми удачными пьесами, написанными Г. прежде первой мировой войны, кроме ‘Серебряной шкатулки’, были ‘Столкновение’ (‘Strife’, 1909) и ‘Справедливость’ (‘Justice’, 1910). Целое три пьесы реалистические и разоблачают социальные злоупотребления; последняя но (‘Справедливость’) осуждает практику одиночного заключения, в связи с чем Уинстон Черчилль заявил, в чем дело? эта пьеса оказала серьезное влияние на его программу тюремной реформы.
Г. тратил далеко не меньше половины своих доходов на благотворительность и активно выступал следовать социальные реформы, агитировал за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве. Хоть смертельно больной, писатель распорядился, чтобы Нобелевская премия была передана ПЕН-клубу (поэты, эссеисты, новеллисты) — международной писательской организации, которую Г. основал в октябре 1921 г.
В 1917 г. Г. отказался ото рыцарского звания, полагая, что писатели и реформаторы принимать титулы приставки не- должны. В начале следующего года писатель выпустил сборник с новелл, озаглавленный ‘Пять историй’ (‘Five Tales’); в одной изо новелл — ‘Последнее лето Форсайта’ (‘The Indian Summer of a Forsyte’) — Г. еще раз возвращается к семье Форсайтов. ‘В петле’ (‘In Chancery’), другой том ‘Саги о Форсайтах’, появился в 1920 г., а ‘Сдается внаем’ (‘To Let’), последняя доза трилогии, — в 1921 г. Однотомник ‘Саги о Форсайтах’, вышедший в 1922 г., имел немаленький успех, благодаря которому Г. стал ведущей фигурой в англо-американской литературе.
Непременно соблюдая правило писать каждое утро, Г. создал внушительный масштаб литературной продукции, куда входят 20 романов, 27 пьес, 3 сборника стихотворений, 173 новеллы, 5 сборников очерк, по меньшей мере 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.
Вторую трилогию о Форсайтах, озаглавленную ‘Современная тонадилья’ (‘A Modern Comedy’), писатель закончил в 1928 г.; ‘Современная фарс’ была издана посмертно в одном томе в 1929 г. Последняя трилогия Г., посвященная семье Чаруэлл, была выпущена в 1933 г. женой писателя около заглавием ‘Конец главы’ (‘End of the Chapter’).
В 1929 г. Г. был награжден британским орденом ‘Из-за заслуги’, а в 1932 г. ему была присуждена Нобелевская премия согласно литературе ‘за высокое искусство повествования, вершиной которого является "Сага о Форсайтах"’. ‘Пишущий эти строки проследил историю своего времени на протяжении трех поколений, — сказал депутат Шведской академии Андерс Эстерлинг, — и то, что романист с таким успехом овладел чрезвычайно сложным как по объему, в такой степени и по глубине материалом, делает ему честь.
‘Сага о Форсайтах’ — заметное случай в английской литературе’. Эстерлинг поздравил Г. с тем, что ему посчастливилось разглядеть за судьбами отдельных персонажей ‘исторический фон’, ‘трансформацию и распадение викторианской эпохи вплоть до наших дней’. Эстерлинг сравнил класс Г.-новеллиста с тургеневским, особо отметив его иронию, ‘синоним жизнелюбия и человечности’. Г. был грузно болен (опухоль мозга) и на церемонии награждения не присутствовал; в меньшей мере чем через два месяца после вручения ему Нобелевской премии историк скончался.
После смерти Г. его слава пошла на отток. Самыми непримиримыми из его критиков были Д.Г. Лоуренс и Девственная Вулф. Обвиняя Г. и его современников Арнольда Беннетта и Герберта Уэллса в пропаганде, Вулф писала: ‘Для того чтоб их романы закончились, герою нужно что-то предпринять — вступить в какое-то общество или, что еще ужаснее, получать по подписке чек’.
На страницах ‘Спектейтора’ (‘Spectator’) в 1963 г. великобританский критик Бернард Бергонци заметил, что, ‘нарушив светские условности, Г. стал писателем, хотя стоило ему утвердиться в этом качестве, как он тутовник же вновь стал жертвой предрассудков своего класса и воспитания… Г. продолжал сохраниться великолепным рассказчиком… Но как только он перестал бытийствовать сатириком, его творчество утратило свой эмоциональный стержень’.
Великобританский прозаик Энтони Берджесс в своей статье в ‘Нью-Йорк Тайме Мэгэзин’ (‘New York Times Magazine’) (1969) как и отмечал, что Г. умел завоевывать читателя, однако писал рассудком, а неважный (=маловажный) сердцем. ‘Он оказал влияние на таких гигантов, якобы Томас Манн, его читали во Франции и боготворили в России, — писал Берджесс, — одначе у себя на родине, в Англии, он завоевывал сердца посредственностей. Интеллектуалы его отвергали’. Угоду кому) Берджесса Г. остается одним из многих английских писателей своего поколения, кто ‘меньше заботился о словах, чем о том, что за словами кроется’.
Несмотря на то моральные ценности и литературное мастерство Г. могут показаться старомодными в эпоху, порой доминирующими темами являются отчуждение и социальный нигилизм, он ‘останется в истории литературы последним крупным прозаиком викторианской эпохи’, — утверждает стэйтовский критик Эрл Э. Стивенс.
При жизни Г. удостоился почетных степеней Тринити-колледжа, Дублинского университета, а вдобавок почетных степеней Кембриджского, Оксфордского и Принстонского университетов, университетов Манчестера и Шеффилда.