Alphabet X (бывшaя Google X) сoбирaeтся рeшить прoблeму xрaнeния вoзoбнoвляeмoй энeргии с пoмoщью сoли и aнтифризa. Тaкую идею разрабатывает Malta, один из исследовательских проектов холдинга.
Malta пытается спасти энергию солнца или ветра, которая в противном случае была бы потеряна. И предлагает делать это с помощью горячей соли и холодного антифриза — системы, которая может быть расположена где угодно, служит дольше, чем литий-ионные батареи, не дороже новых ГЭС и прочих чистых технологий хранения энергии.
Работает это так: две цистерны наполняются солью, еще две — антифризом (или схожей углеводородной жидкостью), а затем туда подается электричество, выработанное ветрогенераторами или солнечными панелями. Оно превращается в горячий или холодный воздух, который нагревает соль и охлаждает антифриз. В нужный момент процесс запускается в обратную сторону: теплый и холодный воздух сталкиваются, создавая поток ветра, и двигают турбину, вырабатывающую электричество, снова поступающее в электросеть.
Ученые уже доказали реализуемость такой технологии. Вклад Malta заключает в конструировании системы, которая работает при низких температурах, не требуя, таким образом, использования дорогой керамики или стали.
«Термодинамика этого процесса известна всем, кто хорошо учился в колледже, — говорит Джулиан Грин, менеджер по продукту. — Фокус в том, чтобы делать все при правильной температуре, с дешевыми материалами. Вот это крайне сложно».
Подобного рода аккумуляторы необходимы для систем возобновляемой энергии, которые обычно не могут справиться с пиковыми нагрузками или периодами вынужденного простоя. (В первой половине этого года Калифорния «выбросила на ветер» более 300 000 МВт чистой энергии, потому что ее негде было хранить, сообщает Bloomberg.) Вместо того чтобы просто потратить впустую выработанную в особо солнечный или ветреный день энергию, такие решения позволяют равномерно распределять нагрузку на сеть.
Это не единственный проект Alphabet, который занимается энергетикой, но на сегодня самый многообещающий, пишет TechCrunch.
Систему, которая может прийти на смену относительно дорогим литий-ионным аккумуляторам (вроде тех, что продает Tesla) разрабатывают канадские инженеры. Hydrostor Terra использует излишки энергии, вырабатываемой на электростанциях, для сжатия воздуха, который затем отправляется на хранение во вместилище под землей. А в Германии планируют построить крупнейшую проточную батарею в пещерах.