Национальная лаборатория Ок-Ридж (Oak Ridge National Laboratory, ORNL) уже достаточно хорошо известна своими достижениями в области трехмерной печати и других технологий аддитивного производства. В свое время специалисты этой лаборатории изготовили точную копию автомобиля 1965 Shelby Cobra и некоторые другие интересные вещи. А недавно, при помощи уже имеющихся у них технологий, они изготовили элемент сверлильно-фрезеровальной установки, предназначенной для обработки узлов крыльев самолета, который был признан представителями комитета Книги мировых рекордов Гиннеса в качестве самого большого в мире объекта, изготовленного при помощи технологий трехмерной печати.
Этот элемент изготовлен из углеродистого волокна и термопластического композиционного материала ABS. Размеры элемента составляют 5.3 x 1.7 x 0.5 метра, а его вес равен 748 килограммам. Для того, чтобы стать обладателем мирового рекорда, изготовленная деталь должна быть монолитной и иметь объем не менее 0.3 кубического метра. Все эти требования были выполнены, что и подтвердил судья из комитета Книги мировых рекордов Гиннеса.
«Рекорд, вошедший в книгу Гиннеса, привлекает внимание к нашим достижениям в области технологий аддитивного производства» — рассказывает Влэстимил Канк (Vlastimil Kunc), руководитель группы ORNL, занимающейся промышленной трехмерной печатью, — «Используя технологии трехмерной печати, мы изготовили узел инструмента, потратив на это меньшее количество исходного материала и ни капельки не пожертвовав его функциональными возможностями».
Вполне естественно, что узел инструмента был изготовлен не ради получения мирового рекорда. Печать данного узла выполнялась в течение 30 часов, а на создание традиционного металлического аналога этого узла тратится минимум три месяца. Отсюда сразу видно, что новый метод изготовления позволяет существенно сэкономить время, трудозатраты и ресурсы, что благоприятно сказывается на стоимости конечного продукта.
Инструмент, частью которого является трехмернонапечатанный узел, будет использоваться на новом заводе компании Boeing в Сент-Луисе для обработки крыльев авиалайнеров серии 777X, серийное производство которых будет начато в следующем году. И эксплуатация оборудования, изготовленного при помощи трехмерной печати, даст специалистам лаборатории ORNL массу информации касательно работы инструмента в течение длительного времени в условиях промышленного производства.