(1707 — 1793)
итaльянский дрaмaтург
Гoльдoни рoдился в Вeнeции в 1707 г. В дoмe дeдa свoeгo, бoльшoгo любитeля тeaтрa, oн ужe рeбeнкoм знaкoмился с сцeничeскими прeдстaвлeниями. Изучaя, пo прикaзaнию oтцa, мeдицину, oн бoльшe читaл Плaвтa, Тeрeнция, Aристoфaнa, Мeнaндрa и вмeстe с тeм усeрднo пoсeщaл тeaтр, вoдил кoмпaнию пoчти исключитeльнo с aктeрaми и aктрисaми. Уступая его просьбам, батюшка позволил ему переменить факультет.
Сперва в Венеции, потом в Павии Карло Гольдони занимается юридическими науками, да гораздо усерднее знакомится с драматической литературой вообще и итальянской в частности, притом с прискорбием замечает в последней отсутствие чего-либо достойного внимания и, вопреки на свои 16 лет, задумывает реформу в этой области. Следовать сатиру в драматической форме: «Колосс» его удалили из Павии, впоследств чего он учился некоторое время в Удинэ, а затем в моденском университете, идеже и окончил курс.
Вступил в адвокатское сословие (в Венеции) и с успехом ведя процессы, Карло Гольдони сочинял трагедии — как наименее соответствовало свойству его дарования и потому выходило беспримерно неудачно — и либретто для оперт, и те и другие стали нарождаться на сцене, но без успеха. На свою настоящую отойди, сразу доставившую ему громкое имя, К. Гольдони вступил исключительно комедией «Светский человек» (L’Uomo di Mondo), за которою последовали: «Мот» (II Prodigo), «Банкротство» (II Fallimento), «Обманщик» (L’Impostore) и др. В движение одного года им было написано для венецианской публики шестнадцать трехактных пьес.
В 1761 г. Гольдони безвозвратно оставил свое отечество, чтобы поселиться в Париже, куда его вызвала правление тамошнего итальянского театра. В два года он написал с годами 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым самостоятельно автор придавал так мало значения, что почти безграмотный бывал на представлении их; тем охотнее Карло посещал искусство театра французской, где все более и более росло его восторженное благожелательство к Мольеру.
Занятие должности учителя итальянского языка, внезапная усушка одного глаза, приглашение из Лондона писать пьесы ради тамошнего итальянского театра, громадный успех написанной им согласно-французски комедии «Благодетельный Брюзга» (Le Bourru bienfaisant), за которою последовала до этого часа одна французская, менее понравившаяся парижской публике, продолжение литературной деятельности и бери родном языке — вот главные биографические факты за последнее продолжительность жизни Гольдони, умершего в Париже в 1793 г.
Литературное наследие Годьдони — больше 200 пьес, между которыми всего больше комедий, изо этих последних одни (напр. «Патеда») относятся к жанру «слезливых комедий», некоторые люди — веселые буффонады из народной жизни и так ваз. «комедии характера» (напр. «Трактирщица», Locandiera; «Комический театр», II teatro comico; «Осажденный богач», II Ricco insidiato; «Скупой», L Avaro; вышеупомянутый «Благодетельный Брюзга» и мн. др.).
Держи этой-то второй категории зиждется огромное значение Карло Гольдони в итальянское литературе и та ярослав, которою он пользовался и пользуется в Италии, давшей ему характеристический магистр своего «protocomiсо» (как Греция назвала Аристофана «комиком»). И в его втором отечестве, Франции, таковой строгий судья, как Вольтер, называл его (в письме к нему) «сыном и живописцем натуры», человеком, «очистившим итальянскую сцену, изобретающим фантазиею и умеющим выводить здравым смыслом», восхвалял «чистоту, естественность» его стиля.
Итальянское артель и народ нашли себе в нем удивительного живописца. Если, за характеристике итальянского критика, «театр Гольдони похож на большую, людную ярмарку, идеже встречаешь людей всякого характера и всякого сословия, то суп место на этой ярмарке занимает низший класс. Ни в нежели дарование Карло Гольдони, его vis comica, не обнаружилось просто так ярко и широко, как в его так наз. «венецианских» народных комедиях; тогда сравнение с ним может выдержать разве только Плавт, с которым у Гольдони поголовно немало точек сходства и соприкосновения.
В литературном отношении пьесы Карло Гольдони приобретают особенное сила рисовкою характеров, чему он придавал очень высокую цену, топая по следам Мольера (Гольдони так и называют итальянским Мольером). В этом создании «комедии характера» и заключается нововведение Карло Гольдони в области итальянской драматургии.
Завещанные итальянской комедии до сих пор римскою так называемые четыре «маски», которые вследствие своей долгий неподвижности, приобрели плачевную шаблонность и утратили всякую жизненность — сии «маски» Гольдони заменил реальными лицами, выхваченными прямо изо жизни. Грубую, большею частью импровизированную арлекинаду он заменил тонким и серьезным «жанром», в котором центр— изображение действующих лиц, их смешных сторон, слабостей и недостатков.
Приструнить кого пурист-эстетик найдет в комедии Гольдони недостатки в роде, примерно сказать, излишней бесцеремонности в изображении и особенно в языке, его современник и антагонист, известный драматург Гоцци, прямо обвинял его в том, который «он представлял на сцене только ту правду, которую находил у себя до глазами, и копировал ее осязательно и грубо, вместо того, с намерением подражать натуре с подобающими писателю деликатностью и утонченностью».
Но такие обвинения, неосновательные самочки по себе, теряют всякий смысл, когда применяются к писателю до конца народному: притом же недостатки эти — если они правда недостатки у Гольдони весьма незначительны и обильно выкупаются достоинствами.