(28.08.1749 — 22.03.1832)
нeмeцкий писaтeль, oснoвoпoлoжник нeмeцкoй литeрaтуры Нoвoгo врeмeни, мыслитeль и eстeствoиспытaтeль, инoстрaнный пoчeтный члeн Пeтeрбургскoй AН (1826).
Рoдился 28 aвгустa 1749, Фрaнкфурт-нa-Мaйнe. Скoнчaлся 22 мaртa 1832, Вeймaр.
И. Гeтe нaчaл с бунтaрствa «Бури и нaтискa» сeнтимeнтaльнoгo рoмaнa «Стрaдaния мoлoдoгo Вeртeрa» (1774). Чeрeз пeриoд вeймaрскoгo клaссицизмa, прoникнутoгo стиxийным мaтeриaлизмoм aнтичнoсти («Римскиe элeгии», 1790), oтмeчeннoгo aнтифeoдaльными и тирaнoбoрчeскими (дрaмa «Эгмoнт», 1788) тeндeнциями, Иoгaнн Гeтe шeл к рeaлистичeскoму oсмыслeнию прoблeм xудoжeствeннoгo твoрчeствa, взaимooтнoшeний чeлoвeкa и oбщeствa (aвтoбиoгрaфичeскaя книгa «Пoэзия и прaвдa», издaнa 1811-1833; рoмaны «Гoды учeния Вильгeльмa Мeйстeрa», 1795-1796, и «Гoды стрaнствий Вильгeльмa Мeйстeрa», 1821-1829), пaнтeистичeскoму нaслaждeнию пoлнoтoй жизнeнныx пeрeживaний (сбoрник лиричeскиx стиxoв «Зaпaднo-вoстoчный дивaн», 1814-1819).
Твoрчeствo Гeтe oтрaзилo вaжнeйшиe тeндeнции и прoтивoрeчия эпoxи. В итoгoвoм филoсoфскoм сoчинeнии — трaгeдии «Фaуст» (1808-1832), нaсыщeннoй нaучнoй мыслью свoeгo времени, Иоганн Гете воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Композитор трудов «Опыт о метаморфозе растений» (1790), «Учение о цвете» (1810). Типа Гете-художнику, Гете-натуралист охватывал природу и все живое (включительно человека) как единое целое. На темы произведений Гете писали музыку Л.Бетховен, Ш. Гуно.
Иоганн родился в семье имперского советника и дочери франкфуртского старейшины. Ограниченный семейный круг и домашнее воспитание — отец сам занимался образованием Иоганна и его сестры — позволяли поэту нахлынуть на самом себе.
Иоганн Гете рано проявил расположенность к поэтическому творчеству, но господствовавшие в доме отца взгляды исключали в (видах него возможность профессионального занятия искусством. В возрасте шестнадцати полет Гете переезжает в Лейпциг, где изучает право в университете, спустя время. Ant. долго из-за болезни вынужден возвратиться во Франкфурт. Некто увлекается оккультной философией, астрологией, изучает средневековые алхимические трактаты. В 1769 получается его первый печатный сборник стихов Гете «Новые песни».
В начале 1770 начинающий скальд отправляется в Страсбург, чтобы продолжить свои занятия юриспруденцией; в придачу того, Гете посещает лекции по химии, медицине, филологии. В Страсбурге происходит знание Гете с Фридерикой Брийон, дочерью пастора в Зазенгейме. Письма в стихах, просто так называемые «Зазенгеймские песни», адресованные возлюбленной были опубликованы в 1775. Центральной темой Песен (впервинку в немецкой литературе) являются юношеские переживания, что составляло сардонический контраст предшествующей литературной традиции.
В сентябре 1770 в Страсбург приезжает пиррон и критик И. Г. фон Гердер, который пробуждает в Гете интерес к готической архитектуре и к народной поэзии. Гете читает Гомера, Оссиана, кельтский эпос. У философа начинающий певец перенимает критическое отношение к господствовавшему в то время на немецкой сцене французскому театру. В качестве противовеса «разумному» театру французского классицизма, Гердер указывает Гете нате театр Шекспира, который приносит классицистические принципы построения драматического произведения в жертву естественному, эмоциональному выражению.
Кайфовый многом опираясь на шекспировскую драматическую традицию, по возвращении изо Страсбурга во Франкфурт в ноябре 1771 Иоганн Гете создает свою первую значительную пьесу «Гец гамма-фон Берлихинген» (поставлена в 1774 году). Гец фон Берлихинген — подлинный исторический персонаж, которым Гете заинтересовался во время работы по-над своей диссертацией по вопросам истории государственного права 15 и 16 веков.
Берлихинген, воевавший сверху стороне крестьян во время Великой крестьянской войны (1524-1526), воплощает из себя идеальный тип «благородного немца», героя-патриота, мудрого, искреннего, мужественного, одержимого жаждой свободы. Гец, каким его изобразил менестрель, был воспринят современниками как образец для подражания, а хозяйка пьеса стала своего рода манифестом «бури и натиска», политически ангажированного движения молодых литераторов, сформировавшегося окрест Гердера и И. Г. Мерка. Совместно с другими участниками движения, Гете принимает интерес в написании памфлета «О немецком духе и искусстве» (1773), программном документе движения.
В мае 1772 Иоганн Гете отправляется получи и распишись юридическую практику в город Вецлар, где он намеревался прорабатывать деятельность высшего апелляционного суда Священной Римской империи. В Вецларе Гете знакомится с невестой секретаря ганноверского посольства И. К. Кестнера Шарлоттой Актер, в которую страстно влюбляется.
После безнадежных любовных терзаний Гете принимает урегулирование покинуть город. В сентябре он неожиданно для всех уезжает с Вецлара, отослав прощальное письмо Шарлотте. Вскоре Гете изо письма к нему Кестнера узнает, что в Вецларе застрелился помощник брауншвейгского посольства Ф. Иерузалем, который был влюблен в жену своего друга. В вторник самоубийства Иерузалем одолжил у Кестнера пистолеты.
На Гете сие известие произвело сильное впечатление. Он много времени размышляет о самоубийстве, у него возникает течение покончить с собой. Но в это же время Иоганн переживает новое любовь. Предметом его поклонения стала замужняя женщина Максимилиана Брентано, дочухна его знакомой. Гете приходится сделать колоссальное усилие надо собой, чтобы избавиться от чувства к ней. Весной 1774, кардинально отгородившись от внешнего мира, за четыре недели, Гете пишет «Страдания юного Вертера», на певом месте значительное произведение новой немецкой литературы.
Роман Гете продолжал устои сентиментального романа в письмах, получившего распространение во второй половине 18 века (образцовым произведением эпистолярного жанра в ведь время считался романЖ.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»). Так если многотомные эпистолярные романы составляла переписка сразу всех героев, так в «Вертере» ведущая роль принадлежит одному человеку.
Более того, в «Вертере» статут внутренней жизни одного человека сочетается с картинами обыденной бюргерской жизни. Гете революционным образом соединяет двум литературные традиции, ведь романы, описывавшие повседневную жизнь, составляли традицию иную, чем романы, рассказывавшие историю души. В первом романе Гете дни «внутреннего человека», его духовное развитие, трагедия его любви и смерти, разворачиваются нате фоне повседневной жизни провинциального городка.
Создававшийся в эпоху Просвещения, в некоторых случаях главенство разума над чувством не ставилось под нерешимость, роман Иоганна Гете стал своего рода откровением. Главной темой «Вертера» является дружба во всех ее проявлениях. Заглавие романа очевидным образом отсылало читателей к литургической формуле, применяемой к страданиям Иисуса Христа.
Преданность простого человека получает в романе религиозное значение, помогает ему прозреть свою индивидуальность, обрести внутреннюю свободу. Но осознание собственной индивидуальности, а чисто, и определенной ограниченности, и приводит Вертера к самоубийству: в смерти герой преодолевает глупость физического мира, ограниченность своей любви, растворяется в бесконечной природе.
Опубликованный в конце годы 1774 «Вертер» имел феноменальный успех в Германии и за ее пределами. Ромаха сразу же был переведен на многие европейские языки. Его романтически приняло новое поколение европейской молодежи, тем не слабее. Ant. более он вызвал ожесточенную критику со стороны просветителей и церковных служителей, которые посчитали творение молодого автора апологией самоубийства.
Летом 1775 Иоганн Гете знакомится с наследным принцем, герцогом Саксонии-Веймара Карлом Августом. В ноябре того а года Гете переезжает в Веймар, где почти безвыездно проведет вторую половину своей жизни. Первые цифра лет пребывания в Веймаре Гете принимает активное участие в политической жизни герцогства, дьявол управляет военной коллегией, руководит дорожным строительством. К этому времени относится занятие Гете над драмами «Эгмонт» и «Ифигения в Тавриде», а также основание работы над «Фаустом». Наиболее значительными лирическими произведениями сего периода являются т.н. «Стихи к Лиде» и баллады, в которых преобладают мотивы таинственной сущности природы, приносящей удачливость и одновременно губительной.
Реакцией на бурные политические события эпохи (Великая французская бунт, франко-прусские войны) становятся попытки Гете устраниться ото литературной деятельности: он все больше времени уделяет изучению естественных наук, занимается физикой, ботаникой (конвенция «Опыт метаморфозы растений», 1790) анатомией. В 1784 Гете открывает межчелюстную обглодок у человека.
Осенью 1786, устав от обязанностей при дворе и двусмысленных отношений с женой одного с веймарских чиновников Шарлоттой фон Штейн, которая не могла не пощадить своим общественным положением ради любви к поэту, Иоганн Гете воровски покинул Веймар. Взяв с собой рукописи некоторых произведений, спирт направляется в Италию.
Результатом двухлетнего пребывания в Италии, во срок которого Гете предается изучению античного и классического искусства, становится перемена в мировоззрении поэта: Гете приходит к выводу о необходимости гармоничного соединения чувства и разума в рамках строгой завершенной телосложение. В Риме Гете переделывает драмы «Ифигения в Тавриде» (1779-1786), «Торквато Тассо» (1780-1789) и «Эгмонт» (1788) в соответствии со своими новыми художественными принципами.
С итальянского путешествия Иоганна Гете начинается период т.н. «веймарского классицизма» (1786-1805) в немецкой литературе. После того якобы Гете с 1788 возвращается из Италии в Веймар, Карл-Священный освобождает поэта от большей части придворных обязанностей, предоставив ему полную свободу деятельности. В томик же году Гете берет в свой дом юную работницу цветочной мастерской Х. Вульпиус, с которой живет, отнюдь не заключая брака, чем шокирует веймарскую общественность. В 1789 симпатия родила ему сына. И только в 1806 Гете решается формально вступить с ней в брак.
Последнее десятилетие 18 и первые годы 19 века проходят подина знаком тесного сотрудничества Гете и Фридриха Шиллера, которое продолжилось вплоть поперед смерти Шиллера в 1805. По совету Шиллера Гете завершает работу по-над первым романом о Вильгельме Мейстере («Годы учения Вильгельма Мейстера», 1793-1796), возобновляет работу по-над «Фаустом». Вместе они пишут цикл эпиграмм «Ксении», работают надо балладами (шиллеровские баллады «Ивиковы журавли», «Кольцо Поликрата», «Коринфская невеста» Гете).
В 1808 Иоганн Гете недавно переживает тяжелый душевный кризис, поводом к которому стало влюбленность юной Минной Херцлиб. Гете ненадолго покидает Веймар и отправляется в Карлсбад, идеже диктует первые главы романа «Избирательное сродство» (1809), тот или другой можно считать предвестником немецкой интеллектуальной прозы 20 века.
Гете переносит синтетический термин «избирательного сродства» — явления случайного притяжения элементов нате сферу человеческих отношений с тем, чтобы показать действенность и слитность стихийных законов природы не только в области химических наук, только и в «царстве разума», а также в мире любви. В этом произведении исключительная философская фундаментальность сочетается с простотой и ясностью повествования, а каждая, даже самая незначительная, доля описания имеет символический смысл, ведь и в обыденной жизни, — (до утверждает Гете — все простое наполнено символическим значением, которое безлюдный (=малолюдный) всегда можно понять.
В 1811 Иоганн Гете публикует книгу своих воспоминаний «Поэзия и правда». В 1819 получи и распишись свет появляется «Западно-восточный диван», уникальный поэтический четьи-минеи, в котором Гете предпринимает попытку синтеза культурных традиций Запада и Востока, а в 1829 отсюда следует вторая часть гетевского романа о Вильгельме Мейстере.
Если в первом романе о Мейстере, продолжавшем устои «воспитательного романа» К. М. Виланда, герой образовывается через постепенное освоение окружающего мира, искусство и любовь, то в романе Годы странствия Вильгельма Мейстера, аль Отрекающиеся», идеал всестороннего развития личности отбрасывается.
Главным признается практический пожертвование отдельной личности в общее развитие цивилизации (так, Вильгельм, отказывается ото идеи стать актером и изучает хирургию). Роман «Годы странствия» интересен тем, точно в нем почти отсутствует последовательное развитие сюжета; он состоит с множества фрагментов, внешне разнородных, но связанных между на лицо сложной системой внутренних смысловых отношений.
Незадолго до смерти в 1831 Иоганн Гете завершает трагедию «Фауст», дело над которой заняла почти шестьдесят лет. Сюжетным источником трагедии послужила средневековая миф о докторе Иоганне Фаусте, заключившем договор с дьяволом, чтобы намыть капусты знание, с помощью которого можно было бы превращать неблагородные металлы в золотце. Гете наполняет эту легенду глубоким философским и символическим значением, создав одно с самых значительных произведение мировой литературы.
Заглавный герой драмы Гете преодолевает чувственные соблазны, уготованные Мефистофелем, его тенденция к знаниям является стремлением к абсолюту, а Фауст становится аллегорией человечества, с его неукротимой вольной волею к знанию, созиданию и творчеству. В этой драме, художественные идеи Гете грудь в грудь переплетены с его естественнонаучными представлениям. Так, единство двух частей трагедии обусловлено невыгодный принципами классической драматургии, но построено на понятиях «полярности» (частное, который Иоганн Гете ввел в своей работе «Учение о цвете» (1805 г.) с целью обозначения единства двух противоположных элементов в одном целом), «прафеномена» и «метаморфозы» — процесса постоянного развития, какой-либо является ключом ко всем явлениям природы.
Если первая доза трагедии напоминает бюргерскую драму, то во второй части тяготеющей к барочной мистерии; сюжетик теряет внешнюю логику, герой переносится в бесконечный мир Вселенной, нате первое место выходят мировые отношения. Эпилог «Фауста» показывает, почему действие драмы никогда не закончится, ибо его составляет событие человечества.