(15 нoября 1862, Oбeрзaльцбрунн — 6 июня 1946, Aгнeтeндoрф)
Гaуптмaн (Hauptmann) Гeрxaрт (пoлнoe кличка Гeрxaрт Иoxaнн Рoбeрт) — нeмeцкий писaтeль, дрaмaтург.
Рoдился в курoртнoм гoрoдкe в Силeзии в сeмьe влaдeльцa гoстиницы. Учился в рeaльнoм училищe в Брeслaвлe (нынe Врoцлaв), тaм жe в 1880 пoступил в Кoрoлeвскую xудoжeствeнную шкoлу в клaсс скульптуры. В 1882 штудирoвaл филoсoфию, истoрию и истoрию искусств в унивeрситeтe Йeны.
В 1883 жил в Римe, изучaя мaстeрoв Вoзрoждeния и зaнимaясь скульптурой. В 1884 был вольнослушателем берлинского университета. К этому времени относится серьезное азарт Гауптмана вопросами социологии, романами Э. Золя, драмами Г. Ибсена, углубленное познание русской литературы — И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого.
В 1888 Гауптман стал членом литературного объединения «Прорыв», представляющего новое устремление в искусстве — натурализм. В 1888 в печати появилось несколько его рассказов, в 1889 — горе «Перед восходом солнца». Наделенная всеми чертами натурализма (проблема наследственности, особое внимание к физиологии человека, подробности описания среды), умиленно принятая его сторонниками, пьеса свидетельствовала о рождении в Германии драматургии нового как.
В следующих пьесах Гауптман отказался от строго натуралистических концепций. Несвободная драма «Одинокие» (1891) отмечена глубинным — чеховским — психологизмом. Ее любимец, молодой ученый, живущий внешне вполне благополучной жизнью, а про себя смятенный, мечущийся между двумя женщинами и в итоге приходящий к самоубийству, явил лицом удивительно точно зафиксированный портрет интеллигента «fin de siecle» с его нервозностью, «одиночеством», растерянностью вперед бурно меняющимся временем. В «Одиноких» ярко проявились черты «новой драмы»: находка потаенного трагизма в ходе обыденной жизни, внутренняя напряженность подле кажущейся бездейственности, подтекст.
В 1890-е годы имя Гауптмана приобретает европейскую признанность. В это время написаны пьесы: «Ткачи» и «Бобровая шуба» (1892), «Вознесение Ганнеле» (1893), «Потонувший колокол» (1896), «Михаэль Крамер» (1900). Нудизм, символизм, неоромантизм — Гауптман один из «законодателей» стилевых исканий эпохи.
«Ткачи», посвященные силезскому восстанию ткачей 1844 возраст (участником которого был его дед), имели огромный результат. Ant. неудача во всей Европе. Воспринятая современниками как произведение революционное, парафраза одновременно является свидетельством раздумий о разрушительной стихии восстания, губительной и в (видах виновных, и для невиновных.
В драматической сказке «Потонувший колокол» Гауптман размышлял об идее «сверхчеловека», принадлежащей Ф. Ницше. Заявив своего героя, литейщика колоколов мастера Генриха, в начале пьесы ницшеанцем, бегущим ото рода людского в «башню из слоновой кости», противопоставив художника-творца мещанской среде, драматург приходит к выводу: высиживать, отвернувшись от людских горестей, обрести счастье вдали с человечества невозможно.
Драмы Гауптмана рубежа веков — наряду с драмами Ибсена — были основой репертуара нового европейского театра. Вернисаж премьеры «Перед восходом солнца» (1889) в постановке режиссера-натуралиста О. Брахма вошел в историю немецкого театра. Встреча Гауптмана и Брама — зачатие новой театральной эпохи в Германии. Во Франции Гауптмана ставил А. Антуан. В России К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, Евг. Вахтангов и Вс. Мейерхольд верно ощутили новаторскую природу его пьес и включили их в свЯязанный отрывок русской духовной жизни. Особую роль сыграл Гауптман-драматург в становлении молодого МХАТа. После первое десятилетие существования театра, вырабатывавшего новый сценический стиль, были поставлены «Потонувший колокол», «Возчик Геншель», «Одинокие», «Михаэль Крамер».
В начале века выходят в солнце пьесы «Роза Бернд» (1903), «Крысы» (1910), роман «Юродивый умереть и не встать Христе Эмануэль Квинт» (1910), эссе о поездке в Грецию «Греческая весна» (1907).
В 1920-е годы Гауптман — подлинный классик немецкой литературы, лауреат Нобелевской премии (1912) и весь с тем писатель, уступающий дорогу новому поколению, уже маловыгодный играющий той роли в европейских литературе и театре, что бери рубеже веков.
В 1931 закончена драма «Перед заходом солнца». В центре ее — мощная образ семидесятилетнего Маттиаса Клаузена, вдовца, полюбившего юную Инкен и преследуемого собственными детьми, испуганными возможной потерей наследства. Семейство Клаузена для автора — своеобразная модель современной Германии. В пьесе, насыщенной реминисценциями с Гете, герой — гармоническая личность, воплощение духа Гете в 20 веке, духа нации, образок величия немецкой культуры, на которую ведется наступление.
Ребёнок) Клаузена — филистерская среда, обнаруживавшая в 1920-е годы склонность к фашизации. Суще причастным к формированию этой среды, Клаузен в итоге оказывается чуждым ей, вытесненным изо нее, доведенным до самоуничтожения. Смерть героя — исход того поколения, к которому принадлежал песенник. Накануне прихода к власти фашизма для Гауптмана долгий стезя Германии от восхода солнца до его заката пройден. Спустя время начиналось то, что происходит во тьме. Бенефисная дело Маттиаса Клаузена была в репертуаре таких крупных мастеров русской сцены, словно Б. Сушкевич, М. Астангов, Н. Симонов, М. Царев. С приходом Гитлера Гауптман — промеж тех немногих художников, что остались на родине, переставшей присутствовать таковой для большей части немецкой интеллигенции.
Но написанное им в настоящий последний период творчества — драматический реквием «Затмение» (1937), «античная» тетралогия о роде Атридов (1940-1944), книга «Великий сон» (1942) — было, по словам Томаса Сок, «не что иное, как бегство из мертвой немоты гитлеровского ада». До окончании войны писатель оказался на территории только что же возникшей ГДР. Скончался на пороге нового этапа жизни Германии, завещав погрести себя ранним утром, перед восходом солнца.