(Псeвдoним; нaстoящee кличка Пьeр Oгюстeн Кaрoн – Pierre Augustin Caron)
(24.01.1732 — 18.05.1799)
Фрaнцузский дрaмaтург
Рoдился 24 янвaря 1732г. в Пaрижe, в сeмьe бoгaтoгo чaсoвщикa.
1745 – пoлучив тoлькo нaчaльнoe oбрaзoвaниe, Кaрoн нaчинaeт понабираться кое-чего нa чaсoвщикa в oтцoвскoй мaстeрскoй, тaк кaк имeннo eму прeдпoлaгaлoсь зaвeщaть сeмeйнoe дeлo. Вскoрe oн стaнoвится лучшим чaсoвыx дeл мaстeрoм вo всeм Пaрижe.
Успeшнo выпoлнив нeскoлькo зaкaзoв присутствие двoрe, мoлoдoгo чaсoвщикa прeдстaвляют дoчeрям Людoвикa XV. Стaв у ниx учителем музыки, спирт позднее приобретает должность секретаря при монархе и благодаря придворным связям принимает активное соболезнование в разнообразных финансовых операциях, которые приносят ему громадное са и одновременно вовлекают в целый ряд громких судебных процессов.
1756 – Карон экономично женится на богатой влюблённой в него вдове и присоединяет к своей фамилии прибавку -де Бомарше, по названию поместья жены (позднее, в 1761г. дьявол приобретает и дворянский титул). Брак оказывается несчастливым, и супруги немного спустя начинают жить раздельно. Через десять месяцев после свадьбы губернатор Бомарше внезапно умирает. После этого начинается долгое, разорительное в целях Бомарше судебное разбирательство между ним и его тёщей, которая до этого часа при жизни дочери оспаривала право зятя вступить в владение состоянием жены. Во время этого громкого процесса начинают вставать слухи, будто смерть жены Бомарше и её первого мужа-старика наступила через яда.
1767 – выходит пьеса, написанная в жанре слезливой мещанской драмы, «Эжени, разве Несчастная добродетель» (Eugenie), носящая следы явного подражания Дидро.
1770 – дилогия «Два друга» (Les Deux amis), сокрушительно провалившаяся. В этом но году в родах умирает вторая жена Бомарше, а через две года и сын. Бомарше становится компаньоном генерального откупщика банкира Дюверне. Со временем смерти банкира его наследник граф Лаблаш, вместо удовлетворения справедливых претензий Бомарше, предъявляет приветственный иск и добивается в парламенте (высшей судебной инстанции) выгодного к себя приговора. Это разоряет Бомарше.
Вслед за тем обезоруженный Лаблашем докладчик по этому делу возбуждает против Бомарше обвинительная речь в клевете и подкупе судей. 1773 – несколько дней Бомарше проводит в тюрьме; ради оправдаться, он издаёт «Мемуары» (Memoires, 1773-1774), где в четырёх памфлетах иронично высмеивает судебный произвол. Благодаря им он выигрывает суд.
1775 – Бомарше удаётся добиться разрешения на постановку своей пьесы «Севильский цирюльник» (Le Barbier de Seville). Бери первом представлении комедия проваливается. Её считают чересчур длинной, а остроты Парикмахер кажутся сатирой на конкретных лиц. Не дожидаясь второго спектакля, Бомарше убирает вода и сокращает в монологах Фигаро намёки на своих недругов. Преобразованный «Цирюльник» имеет потрясающий успех. Поставленная в «Театр Франсе» интрада является испанской по антуражу, но совершенно французской соответственно духу.
Выдающееся значение она приобретает не столько по причине искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого бери выдумки, проницательного слуги. На её основе написано изложение оперы Дж.Россини «Севильский цирюльник» (1816). Вскоре Бомарше печатает комедию, дав ей заголовок «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» и предпослав ей в качестве предисловия «Скромное эпистола о провале и о критике "Севильского цирюльника"». Оно представляет собою ироничные возражения критикам, привыкшим к «хорошему стилю», «хорошему тону» и «хорошему жанру», а не умеющим оценить проявления комического.
1776 – Франция решает затаенно поддержать восставшие североамериканские колонии в их войне за самосильность от Англии; и именно Бомарше, имеющий влиятельных друзей промеж повстанцев, с энтузиазмом берётся организовать покупку и отправку для них оружия и обмундирования. Возлюбленный убеждает короля выделить ему миллион ливров, снаряжает свида, нанимает людей, готовых «помочь инсургентам», и сам тратит три миллиона, чтоб завершить эту колоссальную, рискованную во всех отношениях операцию.
1779-1787 – Бомарше в одиночку издаёт полное соединение сочинений Вольтера. Он выкупает уже проданные племянницей Вольтера рукописи, арендует замычка Кель в Германии и размещает там типографию, приобретает в Англии шрифты и налаживает действие бумаги. Издание осуществляется под прикрытием некоего мифического «Философского, литературного и типографического общества». Бомарше распространяет слушок, что он – член-корреспондент этого общества, хотя друзьям издревле поясняет: «Общество – это я сам».
Всего выходит два издания: в 72-х и в 92-х томах общим тиражом 15 тысяч экземпляров. Держи объявленную подписку откликнулось лишь около двух тысяч читателей. К большим материальным убыткам добавились часть неприятности: императрица Екатерина II решает убрать некоторые места изо публиковавшейся переписки с Вольтером. Для этого требуется пересылать материалы в Ленинград и обратно, что, естественно, удорожает тома. К тому же комутай вместе с духовенством добиваются запрещения подписки и продажи издания, которое ввозится изумительный Францию тайно. Его, тем не менее, продолжают пропагандировать, но финансовые потери издателя огромны. Книги раскупаются копотливо, и спустя 10 лет стопки «Сочинений» Вольтера все до сего часа лежат на складе у Бомарше.
1784 – написана пьеса «Женитьба Фигаро» (Le Mariage de Figaro), идеже феодальные привилегии подвергаются столь яростной атаке, что шах не разрешает показывать её публично. С присущей ему ловкостью Бомарше использует пристойный запрет короля для того, чтобы возбудить ещё болий интерес к пьесе. Когда она, наконец, поставлена в «Театр Франсе» 27 апреля 1784г., трое двуногий погибают, задавленные в дверях обезумевшей толпой.
В этой пьесе Парикмахер уже не воплощает образ верного слуги, каким его вывел Мольер, – в настоящий момент это свободный человек, он соперничает со знатным хозяином и прямо сознает своё место в новых обстоятельствах. Появившись на сцене только что не в канун Французской революции, Фигаро символизирует торжество тенденций, вызревавших получи и распишись протяжении десятилетий в творчестве Вольтера, Руссо, Дидро и других «философов». Хлёсткие реплики Парикмахер и внятные намёки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках. Получи её основе написано либретто оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786).
1787 – в Театре Музыкальной академии так и быть лирико-философская опера «Тарар» (музыка А.Сальери). Под аккомпанемент оперного оркестра герои декламируют похвалы природе, законам и философии деизма, отрицавшей «промысел божий», и критикуют социальное различность, религию и тиранию. 1792 – Бомарше пишет пьесу «Преступная мать» (La Mere coupable), идеже пытается использовать те же персонажи, что и в «Цирюльнике» и «Женитьбе» в беспристрастный раз, однако тяжеловесная мелодрама не имеет успеха.
Разосланный революционным правительством в Голландию, Бомарше исполняет ряд поручений, однако затем попадает в тюрьму. Выйдя на свободу, становится агентом Комитета Общественного Спасения и подвергается преследованиям наподобие эмигрант. Имущество его конфисковано, семья попадает под приятный. 1796 – Бомарше разрешено вернуться во Францию. 18 мая 1799 – Бомарше умер в Париже.