Пытаясь ответить на этот вопрос, все будут помнить Винсента Ван Гога, Вирджиния Вулф, и Робин Уильямс. Эти люди были, несомненно, творческий и в то же время имел серьезные проблемы с психическим здоровьем. На самом деле, примеров так много, что трудно усомниться связь между психическими заболеваниями и творчеством.
Подтверждают ли эти отношения исследования? Скорее нет, чем да. На самом деле, серьезная работа на эту тему совсем немного. Из 29 обследований, проведенных до 1998 года, в 15 не удалось установить необходимые отношения, 9 работ, подтвердить ее и еще 5 не дают однозначного ответа. Кроме того, большинство этих исследований не достаточно обзоров литературы, чем строгие научные опыты, они смогут установить однозначную причинно-следственную связь.
Основная трудность, которая встает на пути исследователей — отсутствие четкого определения творчества. В этой связи исследователи часто работают с упрощенной (рабочей) модели творчества. Например, в исследовании в 2011 году, ученые определить творческие способности человека, основываясь только на сферу своей деятельности. Все художники, фотографы, дизайнеры и ученые были автоматически отнесены исследователями к категории творческих людей, без учета специализации и достижений работников. Основываясь на данных шведской переписи населения, ученые пришли к выводу, что люди, страдающие от биполярного расстройства, у 35% более вероятно, будут представители профессий. Тем не менее, исследователи не учитывают степень тяжести заболевания, ссылаясь на расстройство и биполярное расстройство, тревога, депрессия и шизофрения. Слишком короткий список анализируемых сфер деятельности не позволяют нам связать профессию человека с его склонностью к психическим заболеваниям.
Чаще всего, чтобы оправдать Ассоциации психических расстройств с творчеством со ссылкой на исследование Нэнси Андреасен (Нэнси Андреасен), опубликованной в 1987 году. Исследователь проанализировал психическое здоровье 60 человек, половина из которых были писатели. Как выяснили Андреасен, писатели были более склонны к биполярным расстройством, чем другие.
Несмотря на значительное цитирование, это исследование было подвергнуто критике. В частности, под сомнение эффективность подхода, основанного на интервью, чтобы получить достоверные данные нужны более четкие и понятные критерии. Критики Андерсен также отметил, что для большей объективности интервьюера не должна была увидеть участников исследования — впечатление от внешности и манеры собеседника, а также место, где разговор может значительно исказить выводы исследователя. Например, многие писатели, чтобы встретиться Андреасен выбрал любимый «творческого убежища» — укромные места, где можно делать работу, устраняя отвлекающие факторы. Этот выбор мог быть истолкован автором произведения как проявления социальной фобии или других отклонений.
Известны и более масштабных исследований, опубликованные в первой половине ХХ века. Например, в 1904 году, Хэвлок Эллис (Эллис Хэвлок) изучила биографии более 1000 художников и не можете найти какую-либо связь между психическими расстройствами и заболеваниями. В 1949 г., эти выводы подтверждены в новом исследовании с участием 19 тысяч немецких художников и ученых, которые жили в течение предшествующих трех сотен лет.
Почему, несмотря на отсутствие научных доказательств, связь безумия и гениальности и сегодня кажется нам почти аксиома? Психолог Арне Дитрих (Арне Дитрих) объясняет:
«Мы видим только то, что лежит на поверхности. История о том, как Ван Гог отрезал себе ухо, и жаркие споры о правдивости этого факта, делают эту пример в нашем сознании необычайно яркой. Мы не можем легко вспомнить художника, который был одновременно блестящим и психически здоров. Интуитивно мы убеждены в том, что факты, которые проще всего вспомнить возникают чаще всего. Поэтому яркие примеры часто незаслуженно считаются типичными».
Такое гениальность с психическими отклонениями?
Алексей Кудрин