(1313 — 1375)
Нeзaкoнный бастард купцa Бoккaччo дeль фу Кeллинo, извeстнoгo бoльшe кaк Бoккaчинo изо Чeртaльдo, гoрoдкa к югo-зaпaду oт Флoрeнции, Бoккaччo рoдился в 1313 прeдпoлoжитeльнo в Пaрижe; eгo мaть, Жaннa, былa фрaнцужeнкoй.
Кo врeмeни рoждeния сынa Бoккaчинo рaбoтaл нa флoрeнтийский бaнкирский дoм Бaрди. В 1316 либо нeмнoгим пoзжe рaбoтoдaтeли oтoзвaли eгo вo Флoрeнцию. Oн взял с сoбoй сынa, и рaнниe гoды по судьбе писaтeль прoвeл в блaгoтвoрнoй aтмoсфeрe гoрoдa, гдe к тoму врeмeни процветали негоция и искусства. Под руководством Джованни да Страда, отца поэта Дзаноби, спирт изучал «грамматику» (латынь). Позднее отец решил ознакомить его с «арифметикой» – искусством сидеть за рулем счета.
В 1327 дом Барди послал Боккачино в Неаполь управляющим Неаполитанским отделением литровка. В Неаполе Джованни, уже мечтавшего о славе поэта, отдали в ученики к флорентийскому купцу. В этой должности некто, по его словам, потратил впустую шесть лет. Кроме шесть лет было потрачено на изучение канонического компетенция, вновь по настоянию отца. Лишь затем Боккачино назначил Джованни хлеба.
Жизнь в Неаполе чрезвычайно развила Боккаччо. Сын влиятельного банкира, безвыгодный раз ссужавшего деньгами короля Роберта Анжуйского (1309–1343), симпатия имел доступ ко двору просвещенного монарха, где встречал звание, мореплавателей, богатых купцов и философов. Тогда же Боккаччо пережил изрядно любовных увлечений, пока 30 марта 1336 в маленькой церкви Звание Лоренцо не встретил женщину, Марию д’Аквино, вошедшую в историю литературы около именем Фьямметты. Для нее или о ней написаны без мала все ранние книги Боккаччо. Поначалу роман развивался в лучших традициях куртуазной любви, однако вскоре Мария стала любовницей Джованни. Она недолго хранила ему несомненность. Уязвленный изменой Боккаччо написал сонет – одно из самых злых обличений в итальянской литературе.
В 1339 сторожка Барди потерпел крушение. Боккачино потерял работу, Джованни лишился содержания. Какое-ведь время он пытался прожить на скудный доход через маленького имения под Пьедигротта, подаренного ему отцом. За смерти мачехи и единокровного брата, 11 января 1341, некто вернулся во Флоренцию. В жизненных неурядицах Боккаччо поддерживали чуть дружба Петрарки, с которым он познакомился в 1350, когда оный приехал во Флоренцию, и нежная любовь к своей незаконной дочери Виоланте, последний вздох которой он оплакал в латинских стихах.
Флоренция назначила Боккаччо своим казначеем, поручила вооружиться у Неаполя город Прато и по меньшей мере семь некогда посылала с важными дипломатическими поручениями, из них трижды – к различным папам. В области долгу службы он объездил всю Италию, бывал в Авиньоне и, должно быть, в Тироле. Последние годы жизни Боккаччо были безрадостными. Суще немолодым человеком, он влюбился во вдову, которая выставила его бери посмешище.
В ответ Боккаччо написал небольшую книгу Ворон (Il Corbaccio, 1355) – творение женоненавистничества даже для эпохи, когда оно было в порядке вещей. Малую толику лет спустя его посетил монах Иоахим Чани и, укоряя Боккаччо вслед «греховный» тон сочинений, убеждал его сжечь все домашние книги. Лишь письмо Петрарки удержало писателя от сего шага. Затем Боккаччо предпринял поездку в Неаполь, но его в дальнейшем не ждали ни обещанная работа, ни сердечный ухищрение. Тогда он уехал на родину отца, в Чертальдо.
В финальный раз Боккаччо появился на людях в 1373, когда ему было поручено просмотреть во Флоренции курс лекций о Данте. Но силы его покидали, и изо задуманного курса он прочел лишь малую часть. Умер Боккаччо в Чертальдо 21 декабря 1375.
Творческое наследство Боккаччо обширно и разнообразно. Помимо романа в новеллах Декамерон (Decamerone, 1348–1351), симпатия написал четыре больших поэмы, роман и повесть, аллегорию в духе Данте Амето (L’Ameto, 1342), сатиру Крюк, биографическую книгу Жизнь Данте Алигьери (Vita di Dante, 1360–1363) и комментарии к 17 песням его Божественной комедии, четверка трактата на латинском языке, множество стихотворений, письма и латинские эклоги.
Другие сочинения Боккаччо оказали немалое влияние на писателей последующих поколений. Беспричинно, поэма Филострато (Filostrato, 1338) вдохновила Чосера на изделие Троила и Хризеиды, около 2700 строк которой – почти аккуратный перевод из Боккаччо. Другая большая поэма Боккаччо, Тезеида (Teseida, 1339), написанная октавами, дала тому но Чосеру сюжет для истории рыцаря в Кентерберийских рассказах. В 1344–1346 Боккаччо написал поэму Фьезоланские нимфы (Ninfale Fiesolano), изысканную идиллию, безграмотный превзойденную даже в пору расцвета литературы Возрождения.
Романы Филоколо (Filocolo, 1336) и Меланхолия мадонны Фьямметты (L’Elegia di madonna Fiammetta, 1343), несмотря получи и распишись некоторое многословие, дают яркие и правдивые картины жизни Неаполя и игра о роли в ней Боккаччо. Первый является пересказом старинной французской легенды Флуар и Бланшефлор. Другой глубоко автобиографичен и считается первым психологическим романом. Из научных трудов Боккаччо только что Жизнь Данте Алигьери и приложенные к ней Комментарии к Божественной комедии (Commento alla Commedia) сохраняют научную неоценимость.
Они основаны на материалах, предоставленных племянником Данте Андреа Поцци, его близкими друзьями Дино Перини и Пьеро Джардино, его дочерью Антонией (в монашестве сестрой Беатриче) и, виртуально, сыновьями Пьетро и Якопо. С Боккаччо берет начало культ Данте. Латинские трактаты Боккаччо О злоключениях знаменитых мужей (De casibus virorum illustribus), О знаменитых женщинах (De claris mulieribus), О генеалогии богов (De genealogia deorum gentilium) и О горах, лесах, источниках… (De montibus, silvis, fontibus, lacubus, etc.), многое теряя изо-за традиционного для Cредневековья догматического подхода, интересны биографическими отсылками и имеют историческое масштаб как образцы предгуманистической литературы.
Примечательны события, послужившие толчком к созданию Декамерона. В 1348 в Европе свирепствовала моровое поветрие бубонной чумы, унесшая жизни 25 миллионов человек. Анемия не обошла и Италию, включая Флоренцию. Чума затронула и свычаи и обычаи. Одни увидели в ней карающую руку Господню, и это из чего следует причиной мощного всплеска религиозности. Другие – их было относительная – сделали жизненным принципом «carpe diem» – «лови мгновенье». К ним относился и Боккаччо.
Прежде до того он собирал забавные и любопытные притчи, истории и анекдоты. Литература были самые разные: восточные сказки и французские фаблио, Римские деяния (Gesta Romanorum) и ранние сборники новелл, такие, ни дать ни взять Новеллино (Cento Novelle Antiche) и Похождения сицилийца (L’Avventuroso Ciciliano), дворцовые и уличные худословие и, наконец, реальные события того времени. Умудренный жизненным опытом и пережитыми бедствиями, в расцвете творческих сил, Боккаччо был бухой приступить к их обработке. Сделав рассказчиками трех юношей (первый попавшийся из них, возможно, представляет какую-то сторону обида автора) и семь молодых женщин (вероятно, его возлюбленных), которые, спасаясь ото чумы, покидают Флоренцию, Боккаччо свел все новеллы в единое, цельное вещица.
Несмотря на очевидное влияние цицероновского маньеризма, язык Декамерона пробивной, красочный, богатый, изысканный и мелодичный. Боккаччо галантен, уравновешен, сильнее искушен, порой циничен, но неизменно человеколюбив. Он оставил нам картину блестящей и бурной эпохи – осени Средневековья. С Декамерона черпали образы и идеи Чосер, У.Шекспир, Мольер, мадемуазель де Севинье, Дж.Свифт, Ж.Лафонтен, И.В.Гете, Д.Китс, Дж.Г.Байрон и Г.У.Лонгфелло.