(1713-1784)
Фрaнцузский филoсoф-прoсвeтитeль, писaтeль, инoстрaнный пoчeтный члeн Пeтeрбургскoй AН (1773). Oснoвaтeль и рeдaктoр «Энциклoпeдии, сиречь Тoлкoвoгo слoвaря нaук, искусств и рeмeсeл» (тoмa 1-35, 1751-80).
Литeрaтурныe сoчинeния Дидрo нaписaны в oснoвнoм в трaдицияx рeaлистичeски-бытoвoгo рoмaнa Прoсвeщeния (прoникнутый нaрoдным жизнeлюбиeм и житeйскoй мудрoстью рoмaн «Жaк-фaтaлист», 1773, издaниe 1796; aнтиклeрикaльный рoмaн «Мoнaxиня», 1760, издaниe 1796; oстрoумиe, диaлeктичeскaя, нe бeз циничнoгo oттeнкa, игрa умa — в рoмaнe «Плeмянник Рaмo», 1762-79, издaниe 1823). Протоколы o нaрoднoм oбрaзoвaнии.
Дeни Дидрo рoдился 5 oктября 1713, Лaнгр. Скoнчaлся 31 июля 1784, Пaриж.
Мaть Дидрo, урoждeннaя Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и сестрой каноника), а отче — Дидье Дидро — ножовщиком. По желанию семьи юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В оный период он был религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 либо 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования.
Объединение некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже д’Аркур, объединение другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, будто Дидро посещал оба этих учебных заведения и что а именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези. В 1732 возлюбленный получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, а предпочел свободный образ жизни.
В 1743 Дени Дидро женился получи и распишись Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Супружество не мешал ему увлекаться другими женщинами. Наиболее глубокое обоняние он испытал к Софи Воллан, с которой познакомился в середине 1750-х годов; обожание к ней он сохранил до самой смерти.
Первое эпоха после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743-48 он перевел с английского «Историю Греции» Т. Стениана, «Опыт о достоинстве и добродетели» Э. Э. К. Шефтсбери, «Медицинский словарь» Р. Джеймса. Коли на то пошл же были написаны первые его работы, свидетельствовавшие отнюдь не столько о зрелости, сколько о смелости начинающего автора: «Философские мысли» (1746), «Аллеи, не то — не то прогулка скептика» (1747, опубликована), «Нескромные сокровища» (1748), «Письма о слепых в наставление зрячим» (1749). Судя по ним к 1749 Дидро сейчас был деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро послужили причиной его ареста и заключения в Венсеннский серьга (июль — октябрь 1749).
В начале 1740-х у парижского издателя А. Ф. Ле Бретона появилась замысел перевести на французский язык «Энциклопедию, или Всеобщий глоссарий ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А. К. Бриассон, М. А. Додя и Дюран) после неудачного опыта с первым главным редактором — аббатом Ж. П. -де Гуа де Мальвом — решились в 1747 доверить свое затея Дени Дидро и Д’Аламберу. Неизвестно, кому в точности — Дидро, Д’Аламберу иначе говоря аббату де Гуа — принадлежала идея отказаться от публикации сколько-нибудь измененной версии английского словаря и подготовить самостоятельное издание. Однако именно Дидро придал «Энциклопедии» тот размах и полемический азарт, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения.
На протяжении последующих 25 парение Д. Дидро оставался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций) «Энциклопедии», которую ему посчастливилось провести через все рифы. А их было не один-два: и уже упомянутое тюремное заключение в 1749, и приостановка публикации в 1752, и развал в 1757-59, приведший к уходу Д’Аламбера и временному запрету издания, и фактическая самоцензура последних 10 томов Ле Бретоном. В 1772 первое словать «Энциклопедии» было в основном завершено; в ней сотрудничали, помимо Дидро (симпатия написал около 6000 статей) и Д’Аламбера, такие гении Просвещения, чисто Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах.
Кроме того, статьи ровно по конкретным разделам писали мастера и знатоки своего дела: ваятель Э. М. Фальконе, архитектор Ж. Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С. Ш. Дю Марсе, аквафортист и рисовальщик Ж. Б. Папийон, естествоиспытатели Л. Добантон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ. Итогом явился многофункционый свод современных знаний. При этом в статьях на политические темы ни одной с форм правления не отдавалось предпочтения, похвалы Женевской республике сопровождались оговоркой о томик, что такая организация власти подходит лишь стране с чуть ощутимый территорией. Одни статьи (точнее, их авторы) поддерживали ограниченную монархию, некоторые— абсолютную, видя в ней гаранта всеобщего благоденствия.
За подданными признавалось преимущество сопротивляться деспотам, а королям вменялось в обязанность подчиняться закону, отбивать нападки веротерпимость и помогать бедным. Критикуя образ жизни вельмож, «Энциклопедия» признавала, хотя, необходимость социальной иерархии в обществе (статья «Роскошь» Ж. Ф. де Сен-Ламбера). Обыватель критиковались за жадность и тягу к приобретению должностей, а откупщики и финансисты признавались паразитической отчасти третьего сословия. Желая содействовать облегчению участи простого народа, энциклопедисты маловыгодный призывали, однако, к установлению демократии во Франции; они обращались вот то-то и оно к правительству, когда говорили о необходимости справедливого налогообложения, реформы образования, борьбы с нищетой.
В 1751 Дени Дидро опубликовал «Письмо о глухих и немых в наставленье тем, кто слышит» рассматривая в нем проблему познания в контексте символики жестов и слов. В «Мыслях об объяснении природы» (1753), созданных ровно по образу и подобию «Нового Органона» Ф. Бэкона, Дидро с позиций сенсуализма полемизировал с рационалистической философией Декарта, Мальбранша и Лейбница, в частности с теорией врожденных идей, видя в накопленных к концу 18 в. научных знаниях (открытия Бернулли, Эйлера, Мопертюи, Д’Аламбера, Бюффона и др.), основу нового, опытного истолкования природы.
В 50-е годы Дени Дидро опубликовал двум пьесы — «Побочный сын или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758). Отказавшись в них ото нормативной поэтики классицизма, он стремился реализовать принципы новой («мещанской») драмы изображающей конфликты среди людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке.
Главные художественные произведения Дидро — сказ «Монахиня» (1760, изд. 1796), роман-диалог «Племянник Рамо» (1762-1779, издан Гете сверху нем. яз. в 1805, на франц. яз. вышел в 1823), Романчик «Жак-фаталист и его хозяин» (1773, изд. на нем. яз. в 1792, бери франц. яз. в 1796) — остались неизвестными многим его современникам. Вопреки на разницу жанров, их объединяют рассудочность, реализм, установленный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. В них нашли отражение неприятие Дидро религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а как и приверженность гуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.
Провозглашенные Дидро философские и эстетические видение проявляются и в его отношении к изобразительному искусству. Обзоры парижских Салонов Дидро помещал с 1759 ровно по 1781 в «Литературной корреспонденции» своего друга Ф. М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся вдоль подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям. «Салоны» Дени Дидро как и не были напечатаны при его жизни; они выходили через час по чайной ложке в 1795-1857 и лишь в 1875-77 были впервые собраны воедино в собрании его сочинений.
Катя II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию буклет «Энциклопедии», испытывавшее немалые трудности во Франции. За жестом императрицы скрывалось маловыгодный только желание упрочить свою репутацию, но и стремление подпустить интерес российского общества к «Энциклопедии». В России вышли на протяжении 18 в. 25 сборников переводов с «Энциклопедии».
Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее благосклонности. В 1765 симпатия приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и предоставив прекарий пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.
В 1773 Дени Дидро после приглашению Екатерины II посетил Россию. Он прожил в Петербурге с октября 1773 до март 1774, был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук (1773). Соответственно возвращении написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации. Скептические высказывания в его «Замечаниях» держи наказ Екатерины II (целиком изданы в 1921) вызвали ярость Екатерины (беловик была доставлена в Петербург уже после смерти философа).