(1884 — 1942)
A.Бeляeв рoдился в Смoлeнскe, в сeмьe свящeнникa, в кoтoрoй цaрилa aтмoсфeрa крaйнeй нaбoжнoсти. Рoдитeли были людьми глубoкo вeрующими, склoнными oкaзывaть блaгoтвoритeльнoсть бeдным рoдствeнникaм и бoгoмoльцaм, oтчeгo в дoмe всeгдa былo мнoгo нaрoдa. В сeмьe былo eщe двoe дeтeй: сeстрa Нинa умeрлa в дeтскoм вoзрaстe oт сaркoмы; брaт Вaсилий, суще студeнтoм вeтeринaрнoгo институтa, утoнул, кaтaясь нa лoдкe.
В дeтствe Aлeксaндр рoс нeпoсeдoй, любил всeвoзмoжныe рoзыгрыши, шутки; слeдствиeм oднoй изо eгo шaлoстeй стaлa сeрьeзнaя трaвмa глaзa с дaльнeйшeй пoрчeй зрeния. В игрax и увлeчeнияx мaльчик был нeoбуздaн, благодаря чего родители старались приучить его к порядку и серьезному отношению к делам.
В соответствии с желанию отца Александра отдали учиться в духовную семинарию, которую спирт и закончил в 1901 г., однако продолжать религиозное образование юноша отказался и поступил в Демидовский лицей в Ярославле, собираясь конституция юристом. Вскоре отец умер, средства семьи оказались ограничены, получай обучение денег не хватало. Пришлось искать возможность затарахте — Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл получи скрипке в оркестре цирка.
А.Беляев был увлекающейся натурой. С ранних планирование его влекла к себе музыка; он самостоятельно научился иметь дело на скрипке, рояле, мог самозабвенно музицировать часами. До этого часа одной "забавой" были занятия фотографией, вдобавок в самом эксцентричном варианте — съемках "фотографий ужасов" (в такой мере существовал сделанный им снимок "человеческая голова получай блюде в синих тонах"). Мечтал юноша и о полетах: пытался воспарять, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в среда на маленьком аэроплане.
Значительная часть жизни молодого человека оказалась связанной с театром, какой-нибудь он любил с детства. Сам он мог выступать и драмотургом, и режисером, и актером. Самостоятельный театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал маловыгодный только по городу, но и по его окрестностям. Единожды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А.Беляеву посчастливилось заменить заболевшего артиста — сыграть вместо того в нескольких спектаклях. Счастливый конец был полным, К.Станиславский даже предложил А.Беляеву остаться в труппе, хотя он по неизвестной причине отказался.
В жизни А.Беляева определенную значение играли мистические совпадения. Один случай оказался трагическим: сиречь-то, находясь в гостях у дяди, будущий писатель в компании родственников отправился покататься получи и распишись лодке. Не поехал с ними только брат Вася. Раньше тем как сесть в лодку, Александр захватил с обой отрывок глины, из которого стал лепить голову — случайные внешность оказались исключительно похожи на лицо оставшегося на берегу брата, а смотри выражение лица оказалось каким-то застывшим, неживым.
С досады Сашура бросил слепок в воду, и в тот же момент почувствовал встревоженность. Он заторопился на берег, утверждая — с Васей что-ведь случилось. Остальные вернулись вместе с ним. У дома заплаканная тетя сообщила, подобно как Вася утонул, причем как оказалось, произошло это как в тот момент, когда в воду был брошен слепок. Случившееся произвело бери всех странное и ужасное впечатление.
По окончанию Демидовского лицея А.Беляев получил промагистратура частного поверенного в Смоленске, и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась константа. Ant. переменная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и натянуть нос хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо произведение, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.
В возрасте тридцати пяти планирование А.Беляев заболел плевритом. Лечение оказалось неудачным — развился апоплексия ног и туберкулез позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело. Невеста жена его покинула, сказав, не для того возлюбленная выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые бы могли ему помочь, А.Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Немного погодя в больнице он начал писать стихи. Постепенно наступило некоторое прогресс.
Чтобы прожить, необходимо было работать. Сначала А.Беляев стал воспитателем в детском доме, того) его устроили на должность инспектора уголовного розыска — симпатия организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Век в Ялте была очень тяжелой, и А.Беляев с помощью знакомых перебрался с семьей в Москву, устроился возьми работу юристконсультом. В свободное время он пробовал заниматься литературой — в результате в газете "Звук" стал печататься с продолжением его первый рассказ "Глава профессора Доуэля"(1925).
Позже рассказ был принят журналом "Глобальный следопыт". Публикация повлекла за собой установление тесных связей, а позднее и сотрудничество с журналами "Всемирный следопыт" и "Около света". В Москве А.Беляев прожил до 1928 г.; после это время им были написаны "Остров погибших кораблей", "Бранный человек из Атлантиды", "Человек-лабиринтодонт", "Борьба в эфире", опубликован антология рассказов. Писал автор не только под своим именем, только и под псевдонимами А.Ром и Арбел.
В 1928 г. А.Беляев с семьей переехал в Петербург, и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились "Властелин решетка", "Подводные земледельцы", "Удивительный глаз", рассказы из серии "Изобретения профессора Вагнера". Печатались они, в основном, в Московских издательствах. А вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось перекочевать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев. Условия жизни в Киеве оказались паче, а вот для творчества возникли препятствия — рукописи там принимали только лишь на украинском языке, поэтому приходилось их пересылать в Москву аль Ленинград.
1930 год оказался для писателя очень тяжелым: ото мененгита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вмале обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 г. семейка вернулась в Ленинград: незнание украинского языка сделало жизнь в Киеве невыносимой. Постоянные бытовые неурядицы мешали катать, и все же А.Беляев создает в эти годы пьесу "Алхимики…", Ромаха "Прыжок в ничто".
Помимо бытовых проблем и проблем со здоровьем, старшие проблемы возникали и с изданием произведений: редакторы их безжалостно сокращали, переделывали. В в таком случае время в литературе особо важной темой считался технический образование. В угоду этому рассказ "Звезда КЭЦ", числом воспоминаниям дочери писателя, "был настолько сокращен, будто превратился… в технический справочник". Только значительно вслед удалось восстановить, а затем и увеличить первоначальный авторский текст.
Творческий процесс А.Беляева в известной степени неровное: его ранние произведения интереснее, нежели поздние; этические вопросы часто оказываются более занимательными, нежели самые оригинальные научно-технические гипотезы, а романтический пафос привлекательнее детективного сюжета. Писателя пикантно интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его подписка с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг думать вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может заронить зерно за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли размер у возможности внушения? А у генной инженерии?
Попытке решить эти проблемы посвящены романы "Разумник профессора Доуэля", "Властелин мира", "Лицо, потерявший лицо", рассказ "Человек, который маловыгодный спит", "Хойти-Тойти". Своеобразным продолжением сих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан ("Персонажей-амфибия"), воздух ("Ариэль"). Следовать всеми этими произведениями — страстное стремление писателя-инвалида кончить вызов физической ограниченности безграничного человеческого духа, гимн вничью не ограниченной свободе и надежда на то, что подобная необязательность делает человека лучше, нравственнее, благороднее.
"Беспочвенные фантазии, отвлекающие через актуальных задач социалистического строительства" подвергались резкой критике со стороны властных структур, ась? в поздний период творчества вынудило А.Беляева к созданию произведений, в которых костяк — перечнь изобретений, открытий, технических достижений и воспевание коммунистического будущего ("Подземные земледельцы", "Около небом Арктики", "Чудесное око" и др.).
В художественном отношении сии произведения малоинтересны. Не случайно подлинным завещанием писателя стал его финальный роман в 1941 г. — "Ариэль". Он перекликается с известным романом А.Грина "Поблескивающий мир", в чем-то продолжая его и, одновременно, опровергая. Царица романа наделен способностью летать без каих-либо научных обоснований сего таланта со стороны автора. Образ Ариэля — лучшее результат писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в неограниченные творческие внутренние резервы человека. Под конец жизни А.Беляев отказался от навязываемых ему технических и социальных проблем и в полной мере отдался тому, почему влекло его всегда: романтическому описанию человека, преодолевающего "земное тяга".
Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, оттого на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Град Пушкин (пригород Ленинграда), где жил в последние годы А.Беляев с семьей был оккупирован. В январе 1942 г. журналист умер от голода. Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были вывезены немцами в Польшу.