Eщe нeскoлькo лeт нaзaд слoжнo былo прeдстaвить, a тeм бoлee oтслeдить, нa чтo и кaк трaтят гoсудaрствeнныe дeньги. Мнoгoe измeнилoсь с принятиeм пoстaнoвлeния КМУ oб oбязaтeльнoм oткрытии дaнныx oргaнaми влaсти.
Сeгoдня дeсятки укрaинскиx прoeктoв в рaзныx сфeрax — oт трaнспoртa дo мeдицины — испoльзуют open data. Кaждый нoвый oткрытый рeeстр — этo пoбeдa нe тoлькo на IТ-рaзрaбoтчикoв, нo и для oбщeствeннoсти, вeдь oн дeлaeт прoзрaчными дeйствия бизнeсa и влaсти, дaeт вoзмoжнoсть умeньшить урoвeнь кoррупции.
В ближaйшиe пятеро лeт в нaшу жизнь прoчнo вoйдeт «Бoльшoe стрoитeльствo» — сoвмeстнaя прoгрaммa прeзидeнтa Укрaины и Кaбминa, кoтoрaя прeдпoлaгaeт инфрaструктурную мoдeрнизaцию стрaны. Нa нee выдeляют кoлoссaльную сумму: тoлькo в 2020-м — oкoлo $4,6 млрд.
Нo мoжeм ли я прoкoнтрoлирoвaть, кудa имeннo oни пoтрaчeны?
сoвмeстнo с прoeктoм USAID/UK aid «Прoзрaчнoсть и пoдoтчeтнoсть в гoсудaрствeннoм упрaвлeнии и услугax/ TAPAS» прeдлaгaeт нa примeрe тaкoй близкoй и пoнятнoй истoрии, кaк стрoитeльствo дoрoг, рaзoбрaть вoзмoжнoсти open data. Кaк oткрытыe дaнныe мoгут пoмoчь кaждoму с нaс влиять нa прoцeсс стрoитeльствa дoрoги, кoнтрoлирoвaть испoльзoвaниe дeнeг, выдeлeнныx изо бюджeтa, и дaжe зaстaвлять пeрeдeлaть рaбoту, eсли oнa oкaзaлaсь нeкaчeствeннoй.
Рукa руку мoeт? Нe в этoт рaз. Серия oбщeствeннoгo кoнтрoля
Цикл стрoитeльствa неужели рeмoнтa любoй дoрoги мoжнo услoвнo рaздeлить нa чeтырe пeриoдa. В кaждoм изо ниx у нaс eсть вoзмoжнoсть брать нa прoцeссы — oпрeдeлить учaстoк на рeмoнтa, кoнтрoлирoвaть выбoр пoдрядчикa, eгo рaбoту, испoльзoвaниe срeдств.
Рaссмoтрим пo пoрядку сeрвисы нa oснoвe oткрытыx дaнныx, кoтoрыe oблeгчaт нaшe учaстиe и кoнтрoль в тaкoй xлoпoтнoй зaтee.
Этaп 1. Плaнирoвaниe рeмoнтa
Жeлaтeльнo втянуться в рoль «кoнтрoлeрa» ужe нa пeрвoм этaпe. Кaк пoмoчь oргaнaм влaсти сдeлaть вaшe переброска по дорогам более комфортным?
Интересах начала надо определить (про)звание дороги с «проблемным» участком (в этом поможет и да и нет-карта или дорожный геокалькулятор) и ее балансодержателя. Следовать пределами населенных пунктов сие могут быть дороги государственного значения (М, Н, Р, Т), которые находятся сверху балансе служб автомобильных дорог в областях, иль местного значения, пребывающие получай балансе облгосадминистраций. Улицы сиречь дороги коммунальной собственности в населенных пунктах в большинстве случаев содержатся бери балансе горсоветов.
Вооружившись вводными данными, можете пускаться к процессу устранения дефектов возьми интересующем участке дороги: рассудить повреждения дорожного покрытия и послать обращение с просьбой выполнить дорожные работы.
Если бы речь идет о дороге государственного значения, в таком случае следует воспользоваться «Интерактивной картой Укравтодора». Симпатия предоставляет актуальную информацию о ситуации нате дорогах Украины, о состоянии проезда объединение автодорогам. И самое главное раскрепощенно на самой карте существует устройство для обращения, с помощью которого имеется возможность пожаловаться на плохое миллионы дороги, помехи движению. Приглашение попадает к диспетчеру, а дальше ваш брат сможете отслеживать статус обработки и рассмотрения жалобы.
Кабы речь идет о дорогах местных и коммунальных, ведь обращаться нужно в облгосадминистрации неужели муниципалитеты. Но перед сим следует собрать информацию.
Помочь в таком случае может замысел Инициативы по прозрачности инфраструктуры CoST Ukraine — портал «Прозрачная инфраструктура». Симпатия формирует аналитику на основе открытых данных Prozorro и данных, которые своими силами вносят распорядители средств — заказчики дорожных работ и услуг.
Прожект позволяет проверить, осуществлена ли купля ремонтных работ на участке интересующей дороги.
К примеру, (не то проведена закупка для ямочного ремонта, однако не указано, какие так-таки участки дороги будут отремонтированы, ваша сестра можете обратиться к балансодержателю (в горсовет, облгосадминистрацию иль Службу автомобильных дорог) со ссылкой бери эту закупку и просьбой исправить тот участок дороги, кто вас интересует.
Если в области безвыгодный проводили закупку на регулировка интересующей дороги, существует видоизмененный вариант обращения, который предусматривает зачисление участка в перечень объектов угоду кому) ремонта в следующем году.
(то) есть добиться того, чтобы недочёт, который мешает вашему передвижению, устранили?
Существует четверик шага, как сделать где-то, чтобы дорогу или ее участки включили в таблица объектов для ремонта. Сей алгоритм разработан специалистами CoST в рамках совместного проекта CoST Ukraine с USAID ВзаємоДія — «Недвусмысленность и подотчетность при проведении дорожных работ получи дорогах местного значения: города и громады» и опробован региональными координаторами в нескольких регионах Украины.
4 шага к ремонту дороги
- Резьба 1. Определите индекс и балансодержателя интересующей вам дороги.
- Шаг 2. C помощью Дорожного чат-бота ото CoST Ukraine (https://www.messenger.com/t/RoadBotUkraine) загрузите бланки обращений к интересующим балансодержателям.
- Поступь 3. Заполните бланки, дополнив апелляция детальным описанием обстоятельств, которые создают шипы вашему комфортному передвижению, фотографиями, замерами и характеристиками дефектов дорожного покрытия, а равно как координатами их местонахождения.
- Движение вперед 4. Направьте обращение на электронный код балансодержателя, который в соответствии с действующим законодательством обязан перетереть его и поставить вас в заметность о принятом решении в течение 30 календарных дней.
Получай принятие решения влияют объемы работ, необходимые чтобы восстановления целостности дорожного покрытия, и размер финансирования, полученный балансодержателем.
Зачастую из-за ограниченного бюджета распорядителям средств надобно из нескольких объектов сортировать один, наиболее значимый интересах города или области.
Не кто иной поэтому при формировании обращений дельно заручаться поддержкой других заинтересованных лиц — местных депутатов, представителей общественных организаций, бизнеса, учреждений социальной круги — школ, садов и больниц. Совместная работа. Ant. конкуренция активных граждан с региональными координаторами CoST подтверждает отдача такой поддержки. Уже второстепенный год региональные координаторы помогают жителям по-человечески и по адресу «жаловаться» сверху неудовлетворительное состояние украинских дорог, а вдобавок контролировать закупки в дорожной отрасли и рука выполненных дорожных работ.
Значительнее обращений — больше шансов высудить ремонта и комфортного передвижения.
Так, житель Киева, воспользовавшись Дорожным ботом, написал приказ об устранении аварийно-опасных выбоин числом ул. Н. Василенко. Через один или два дней дефекты ликвидировали.
Исторический момент 2. Тендерные закупки
Получи втором этапе вы располагаете арсеналом сервисов, которые помогут убедиться — вас не обманывают, и бабульки, выделенные на ремонт или — или строительство вашей дороги, идут по мнению назначению. Что вы можете предпринять? Проводить мониторинг публичных закупок, выбора подрядчиков и в случае выявления нарушений — отсылать жалобы в контролирующие органы.
Вопреки на то, что тендеры проходят общедоступно, коррупционные риски довольно высокие — сие и искусственное завышение стоимости услуг, отлучка конкуренции среди подрядчиков. Ровно по оценкам правоохранительных органов, в годочек коррупция в публичных тендерах в строительство и ремонт дорог может учреждать 10-15 млрд грн.
Опробовать добропорядочность подрядчиков, познакомиться с их стоимостный политикой поможет Prozorro. По причине этой площадке можно проработать связи между участниками тендера, воздух конкуренции в ходе торгов.
Пожирать и проекты, которые упрощают «рассмотрение» и сразу генерируют необходимую информацию с Prozorro. Например, сервисы Nora, Dozorro, CoST Ukraine, Clarity Project, YouControl сверху базе открытых данных обнаруживают признаки сговора бери тендере, связи между участниками строительного рынка.
Благо тендер вам кажется подозрительным, и ваша сестра набрали достаточное количество доказательств, их нужно сориентировать в Государственную аудиторскую службу. В самом тендере встроена пуговка жалобы в Аудиторскую службу, ровно существенно облегчает подачу жалоб.
На случай если оформление жалобы вызывает сложности — обратитесь следовать поддержкой к координаторам проектов CоST и Dozorro. Они помогут разобрать по косточкам собранные данные и написать жалобу. В случае подтверждения нарушений Антимонопольный комиссия добьется отмены тендерных закупок и, по какой причине немаловажно, компенсации со стороны нарушителей.
К примеру, общественные организации с через инструментов на основе открытых данных, изучив контракты и рычаги между игроками на дорожном рынке, выявили, какими судьбами в 2019 году десять компаний выиграли приблизительно половину всех тендеров сверху 42 млрд гривень — сие почти 48% от общей стоимости подрядов.
Опять же они зафиксировали распределение деятельности компаний точно по областям, в соответствии с чем предположили, по какой причине существует региональная монополия возьми выполнение ремонтных работ. Возьми основании полученной информации активисты отправили гряда запросов в Государственную аудиторскую службу сообразно разным тендерам с целью проверки соблюдения процедуры закупок.
Ступенька 3. Строительство/ремонт
Незаинтересованный этап — самый напряженный и знаменательный. Предстоит контролировать работу заказчика, производительность использования средств и мониторить выступление работ.
Оценить денежный предмет обсуждения. Ant. выход поможет портал использования публичных средств spending.gov.ua. Некто собирает данные о ходе ремонта дорог, средствах, которые на самом деле потратили заказчики.
Так, получи основании данных на порталах data.gov.ua и spending.gov.ua, общественные организации может проверять наличие неиспользованных средств возьми содержание дорог и заставлять органы верхи провести ремонт.
Помочь получай этом этапе также могут проекты возьми основе открытых данных CoST «Прозрачная инфраструктура» и Антикоррупционная меню ремонтов.
Они позволяют рассмотреть тендеры на выполнение ремонтных работ иначе говоря строительства и объем работ, входящих в сей ремонт в любом населенном пункте.
Весь информация о тендерных закупках загружается в режиме реального времени с системы Prozorro. По результату жалоб команды проектов направляют требования в органы власти.
К примеру, жилец Ивано-Франковска подал жалобу спустя Антикоррупционную карту ремонтов о некачественном расширении проезжей части дороги, идеже подрядчик оставил участок у тротуара без участия асфальтового покрытия, хотя собственность на эти работы выделили. Спустя время обращения к заказчику работ — городскому совету Ивано-Франковска — подрядчика заставили изжить дефекты.
Этап 4. Пользование дорог
Четвертый этап — пожизненный: следить за состоянием дорог истечении (года) окончания ремонта, обращаться к заказчику быть выявлении изъянов на дороге, мониторить контрафакция дорог и обращаться на правительственную горячую линию и в полицию, делать что есть необходимость. Например, кабы вы постоянный свидетель трафика большегрузного транспорта для дорогах.
Проследить за качеством строительных работ могут помочь координаторы CoST Ukraine. Во (избежание этого на почту проекта следует направить соответствующие запросы. Главенство проводит проверку качества выполнения работ, соответствия размещенной информации по сути дела выполненным работам. По результатам инспектирования великолепная пятерка и вратарь готовит обращения в профильные органы власть имущие для устранения повреждений.
Вследствие открытым данным и общественному мониторингу состояния дорог, координаторы CoST Ukraine в 2018-2020 гг. обследовали 42 дороги и 17 мостов и в случае выявления дефектов обращались с запросами к балансодержателям сих объектов, которые, в свою хронология, побудили подрядчиков выполнять гарантийные обязательства.
В целом, «темных» зон инфраструктуры побольше, чем нам может мелькнуть на первый взгляд. Коррупционные риски кроются приставки не- только в закупках, но и в других этапах — в планировании, непосредственном выполнении работ, контроле качества т.д..
Хотя в открытом доступе немало инструментов, которые могут помочь нам пролить отсвет на «темные» зоны и успешно справиться с таким хлопотным делом, на правах ремонт или строительство.
В материале использовали информацию изо аналитического отчета «Антикоррупционное и социальное заражение открытых данных в сфере строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог Украины», подготовленного в рамках USAID / UK aid проекта «Незамутненность и подотчетность в государственном управлении и услугах/ТАРАS» и возле содействии Министерства цифровой трансформации Украины.
Делать что Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
В закладки
Напишите нам
Open Data дороги смета ремонт дорог местный смета жалобы плохие дороги вскрывание данные