(27.07.1871 — 28.12.1945)
Aмeрикaнскoгo писaтeля Тeoдoрa Дрaйзeрa мнoгo издaвaли в сoвeтскoe врeмя. Критики писaли дaжe, чтo Дрaйзeр пoд влияниeм Oктябрьскoй рeвoлюции в Рoссии в свoeм твoрчeствe "пoдoшёл к искусству сoциaлистичeскoгo рeaлизмa в тaкиx прoизвeдeнияx, кaк "Эрнитa", "Трaгичeскaя Aмeрикa" и "Aмeрику стoит спaсaть".
Сeйчaс ужe никтo нe вспoминaeт в крыша с Дрaйзeрoм o сoцрeaлизмe — всe видят в нeм прeждe всeгo крупнeйшeгo писaтeля — рeaлистa xx вeкa. Eсли срaвнивaть мeжду сoбoй зaрубeжныx писaтeлeй xx стoлeтия пo стeпeни иx пoпулярнoсти в Рoссии, тo Тeoдoр Дрaйзeр зaймeт, пoжaлуй, oднo изо пeрвыx, eсли нe пeрвoe мeстo.
Рoдитeли Дрaйзeрa – Джoн Дрaйзeр и Сaрa Шёнёб были сoвлaдeльцaми шерстопрядильни. Задним числом пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, идеже его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Династия долго переезжала и, в конце концов, обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот в штате Индиана. Дар Бога Драйзер, девятый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 лета. В 1887 году окончил школу. В 1889 году поступил в ситет штата Индиана. Через год прекратил обучение из-после того, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной.
Драйзер решает телосложение репортёром. В 1892—1894 годах был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Город ветров и Сент-Луиса. В 1894 году переезжает в Нью-Йорк. Его братушка Поль Дрессер организует музыкальный журнал «Эври манс», и Драйзер начинает мучиться редактором. В 1897 году покидает журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».
Одна изо первых опубликованных Драйзером литературных работ — очерк «Артистический гетто Нью-Йорка: литературно-артистическое убежище в Броксвилле» (журнал «Метрополитен», ноябрь 1897). Предварительно появления своего первого романа в 1900 году Драйзер опубликовал 42 статьи и строй поэм. Драйзер указал в интервью для справочника «Кто очищать кто в Америке» (1899), что им были написаны двум книги: «Исследование о знаменитых современниках» — очерки о Вильгельме II, Барнуме и т. д. — и «Поэмы».
Обыкновенно библиография работ Драйзера начинается с его романа «Сестра Керри» (1900). Сим произведением Драйзер продолжал реалистические традиции писателей Америки конца XIX века (Ф. Норрис, С. Крейн), однако уже в условиях упадка этого движения. Роман был встречен критикой и обществом до чрезвычайности враждебно, как «безнравственное» произведение. Без предрассудков и обычного в в таком случае время пуританизма Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей навстречу общепринятых моральных взглядов. Только в 1911 году Драйзер опубликовал неповторимый второй роман — «Дженни Герхардт» , в котором развивает мотивы «Сестры Керри». Американская литература обошла выход романа молчанием.
Романом «Финансист» (1912) Драйзер начал свою монументальную «Трилогию желания». В её основу положена рассказ жизни миллионера Ч. Иеркса. Герой «Трилогии» (второй том — «Титан», 1914; к третьему тому — «Стоик» — Драйзер приступил в январе 1929 годы) — Фрэнк Каупервуд; Драйзер показывает, как буржуазная и коммерческая эфир, окружавшая Каупервуда, уже с детства формирует в нем психологию дельца и приобретателя, чтобы которого все средства хороши, если они помогают достигнуть высшие круги и богатства.
Начав с мелких спекуляций, Каупервуд постепенно приобретает кома, подкупает чиновников и муниципалитет, незаконно приобретает городские концессии в Филадельфии, да в финале терпит поражение, попадает в тюрьму и затем вынужден з Филадельфию. В романе «Титан» Драйзер развёртывает жизнь Каупервуда в Город ветров, где на расширенной базе повторяется цикл его деятельности в Филадельфии.
«Трилогия желания» — значительнейшее работа американской и европейской литературы XX века. С исключительной изобразительной силой обрисовывает Драйзер уклад и нравы финансовой среды, хищнический подход к обществу и политическую конформизм.
Нападки консервативной критики особенно усилились после публикации в 1916 году романа «Гений», тот или другой Драйзер считает своим лучшим произведением. По настоянию «Общества уничтожения порока» руки правосудия запретил распространение романа, и лишь позднее этот запрет был снят. Подтема романа — мертвящая власть денег и чувственности над искусством. Кастор романа, художник Витла, цель существования сводится только к искусству и к женщинам. Сие опустошает его творчество, он становится преуспевающим дельцом, утрачивает домашние художественные способности; наконец он сам начинает сознавать, а буржуазное общество уничтожило его как художника.
В своём романе «Американская трагедия» (1925) Драйзер выводит среднего американского юношу Грифитса, малообразованного, легкомысленного, слабовольного. Сущность трагедии Грифитса, кончающего свою долголетие на электрическом стуле, — его социальная неприспособленность к окружающей действительности, сочетающаяся со стремлением отличиться, занять исключительное положение, войти в буржуазные круги. Грифитс — самопожертвование американского псевдодемократизма. Как и во всех своих романах, Драйзер в «Американской трагедии» даёт широкую картину нравов и быта изображаемой им среды.
Ромаша считается одним из самых успешных произведений писателя. Параллельно после выхода он получил хорошие отзывы критики. В 1930 году киностудия Paramaunt Pictures заказывает план советскому режиссёру Сергею Эйзенштейну. Однако спустя месяц ангажемент оказывается расторгнутым — сценарий не устраивает студию. Кроме того, строение Hollywood Technical Director’s Institute начинает критику режиссёра изо СССР. В 1931 году Драйзер подал в суд на студию. В области словам писателя, в фильме режиссёра Йозефа фон Штернберга был искажён резон его книги.
Драйзер — художник-натуралист. Он строит приманка произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его поэзия— это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передает уклад во всех его даже мельчайших подробностях, он вводит документы, урывками почти целиком взятые из действительности (письма Грейс Браун в «Американской трагедии» приводятся чуть (было целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, стараясь не пропустить ни слова прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики часто обвиняли Драйзер в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.
Драйзер вот всех своих произведениях тяготеет к социальным темам, что никак не мешает ему быть художником-психологом. Беря общественные темы, возлюбленный перемещает их в плоскость индивидуальной психики, показывая в итоге психологически-индивидуальную сторону больших общественных явлений. Ограничению темы в объеме сопутствует у Драйзера её воронка.
В ноябре 1932 года Драйзер заключил контракт с Paramaunt о постановке фильма согласно роману «Дженни Герхардт». В 1944 году Американская академия искусств и литературы награждает Драйзера почётной блаженный медалью за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.
В «Галерее женщин» (1928) собраны биографические очерки Драйзера, что-то около Драйзеру принадлежат два сборника рассказов — «Освобождение» (1918) и «Цепи», в которых разрабатываются главным образом психологические и сексуальные мотивы. Им написано опять же два тома пьес: «Рука гончара» (1919) и «Пьесы естественные и сверхъестественные» (1916).
Ранние очерки Драйзера о Нью-Йорке собраны в его книге «Картина великого города» (193). «Hey Rub-A-Dub-Dub» (1919) — апофегмат статей Драйзера, из которых наиболее интересна статья «Американский финансист». В 1926 вышел волюм стихотворений Драйзера: «Настроения», близких по форме к Уитмену. К тому же указанных, Драйзером написаны ещё следующие произведения: «Книга о себе» (1922, является вторым томом автобиографического цикла; основной том «Заря» закончен Драйзером в конце 1928), «Каникулы» (1916) и «Сорокалетний путешественник» (1913) — книги путешествий.
В «Галерее женщин» (1928) собраны биографические очерки Драйзера, просто так же как и в книге «Двенадцать мужчин».
Как и в последней книге, Драйзер обращается к самым различным общественным слоям, выискивая в них оригинальных, выдающихся людей. Же «Галерея женщин» резко отличается от «Двенадцати мужчин» тем, зачем Драйзер подчеркивает сексуальное, именно в половом ищет он объяснения безграмотный только чисто субъективных, но и социальных поступков и процессов. Ромуля Драйзера — «Безумие» (1929) представляет собою ряд любовных эпизодов, объединённых тем, что-нибудь в центре их поставлен один герой — сам автор.
В 1930 году кандидатура Драйзера была выдвинута возьми получение Нобелевской премии по литературе. Большинством голосов премию присудили писателю Синклеру Льюису.
В мае 1931 лета выходит автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё чистота и юность.
В 1927 году Драйзер принял приглашение посетить Совок и принять участие в праздновании годовщины Октябрьской революции. В начале ноября симпатия прибыл в Советский Союз и 7 ноября был на Красной площади. В ходе своего 77-дневного путешествия Драйзер побывал в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-получи и распишись-Дону, Баку, Тбилиси, Одессе и других городах, встречался с Владимиром Маяковским и Сергеем Эйзенштейном. Потом поездки опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию».
В начале 1930-х годов в горнорудных районах США — Харлане и Белле произошли столкновения шахтёров с полицией. Миром с комиссией комитета защиты политических заключенных Драйзер отправляется получай место событий. Его встретили угрозы физической расправы со стороны владельцев шахт и полиции.
Встречный Драйзера возбудили судебный иск и предложили его отозвать быть условии, что писатель прекратит освещение событий. Однако Драйзер продолжил выступления в газетах и сверху радио, сообщая о положении дел — избиениях членов профсоюза и полицейских расправах. В 1932 году спирт издает книгу «Трагическая Америка».
Драйзер часто выступал в митингах, публиковался на страницах коммунистической прессы США. В 1932 году поддержал кандидата американской компартии в избирательной кампании. В 1932 году был членом всемирного антивоенного конгресса, в предприимчивый комитет которого входили Анри Барбюс, Максим Горький, Бера Эйнштейн.
В 1938 году Драйзер был делегирован на антивоенную конференцию в Париже, открытую в взаимоотношения с бомбардировками испанских городов. Летом посетил Барселону, где встречался с президентом и актер-министром страны. На обратном пути посетил Англию, идеже надеялся встретиться с членами английского правительства. В США ему посчастливилось добиться кратковременной встречи с Рузвельтом. После этого безуспешно пытался распустить комитет для поставки продовольствия в Испанию. В итоге в Испанию в соответствии с указанию Рузвельта было отправлено несколько грузовых судов с мукой.
Дар Бога Драйзер скончался 28 декабря 1945 года на 75 году жизни.
В некоторых случаях читаешь романы Драйзера, поневоле размышляешь о нынешней ситуации в России — та а эпоха капитализации жизни, то же отвратительное стремление к наживе любым способом. Кое-какие современные русские писатели пытаются сказать об этом, так пока нет таланта, равного Драйзеру.