(12.05.1933)
Aндрeй Aндрeeвич Вoзнeсeнский рoдился 12 мaя 1933 гoдa в Мoсквe.
Oтeц — Aндрeй Никoлaeвич Вoзнeсeнский (1903-1974), учaстник стрoитeльствa крупнeйшиx гидрoэлeктрoстaнций — Брaтскoй, Ингурскoй. Фaмилия яснo укaзывaeт нa прoисxoждeниe изо дуxoвнoгo сoслoвия. Прaпрaдeд Aндрeя Aндрeeвичa, Aндрeй Пoлисaдoв был aрxимaндритoм, нaстoятeлeм Блaгoвeщeнскoгo мурoмскoгo сoбoрa нa Пoсaдe.
Мaть — Aнтoнинa Сeргeeвнa Вoзнeсeнскaя, урoждeннaя Пaстушиxинa (1905-1983) — тoжe с Влaдимирскoй oблaсти. Здeсь, в Киржaчe, прoвeл чaсть дeтствa видах) поэт. Во время войны эвакуированные из Москвы сестра с Андреем жили в зауральском Кургане.
Супруга — Зоя Борисовна Богуславская, известная дееписательница, кино- и театральный критик, инициатор и координатор премии "Фурор".
Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Детские поэзия Андрей Андреевич никогда не упоминает, хотя, очевидно, они уж обнаруживали талант. Недаром Борис Леонидович Пастернак, получив их по мнению почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и спустя время приблизил.
Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил мастерство архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958г. его стихотворение появляются в периодике, а начиная с поэмы "Мастера" (1959), красота Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив популярность миллионов читателей. "Ваше вступление в литературу — стремительное, бурное, я рад(-радешенек, что до него дожил" — так писал Поручейник из больницы.
В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали копить (гроши полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним с первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники в момент исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.
В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта — "Пример" и "Мозаика". Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов "40 лирических отступлений изо поэмы "Треугольная груша" (1962).
Уже тогда в особенности прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила вещь ранее не бывавшее. Уже тогда они говорили, какими судьбами остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себя своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в сполох тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические "порывы" ломали устоявшиеся каноны "благополучной" советской поэзии. Не иначе поэтому еще громче и чаще слышались злобные вопли советских ортодоксов и непринужденно завистников. Сохранился плакат, выпущенный огромным тиражом, где оперативный выметает метлой "идеологический мусор", в котором особо заметна книжечка с названием "Треугольная груша"
В марте 1963 возраст Н.С.Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров Советское государство собрал в Кремле "представителей художественной интеллигенции". Возьми трибуну был вызван Вознесенский. Он не успел произносить и нескольких слов, когда Хрущев обрушился на молодого поэта с яростной руганью, с угрозами отослать его из страны. По стране началась кампания проработок и разоблачений. Вознесенский решил в всякий случай не появляться в Москве, скитаясь по стране, идеже всегда находились его почитатели.
Ему повезло, что до сего времени до хрущевской ругани он успел побывать за границей. В дальнейшем снятия Хрущева у Вознесенского с властью складываются двойственные отношения. Его выпускают вслед за границу, но только изредка, далеко не на весь век приглашения, которые он получает. Его печатают, но чаще безграмотный печатают. Каждый его сборник моментально исчезает из магазинов (осколки тиража просто забирает себе номенклатура). За три чеченец лет критика писала о нем считанные разы.
Но невзирая на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников — ото "шестидесятников" до современной молодежи — проявляющееся вот всегда переполненных залах, где проходили выступления поэта, в ценах "черного рынка" для сборники, в переписанных от руки текстах, в сочинениях смелых десятиклассников.
Перу А.А.Вознесенского принадлежит банан десятка сборников прозы и стихов, в том числе "Треугольная дуля", "Антимиры" (1964), "Ахиллесово машина" (1966), "Взгляд" (1972), "Дубовый шпон виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976), "Приманка" (1978), "Избранная лирика" (1979), "Безотчетное" (1981), "Прорабы духа" (1984), "Канава" (1986), "Аксиома Самоиска" (1990), "Видеомы" (1992) (число 1000 экземпляров), "Casino "Россия"" (1997), "Получи и распишись виртуальном ветру" (1998), "Страдивари сострадания" (1999), а в свой черед "Девочка с персингом", "Жуткий переворот "Суперстар"", "Гадание объединение книге"и другие. В 1993 году в журнале "Дружелюбие народов" опубликован безразмерный молитвенный сонет "Рассея воскресе". В 1983 году вышло собрание сочинений в 3-х томах. В сегодняшний день время издательство "Вагриус" приступило к выпуску 5-томного собрания сочинений поэта.
Оборот стихов Вознесенского "Антимиры" (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром для Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В.Высоцкий. Получай Таганке был поставлен также спектакль "Берегите ваши лица", изготовленный сразу же после премьеры.
Рок-опера "Гера и Авось" (музыка Алексея Рыбникова) в Ленкоме и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья приобрела огромную вразумительность, стала классикой жанра.
На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в часть числе "Миллион алых роз" (муз.Р.Паулса), "Песенка на "бис" (муз.Р.Паулса), "Начни первым (делом" (муз.Е.Мартынова), "Плачет девочка в автомате" (муз.Е.(дрожащий) тополь), "Новые московские сиртаки" (О.Нестеров), а вдобавок много романсов на музыку М.Таривердиева.
Последние годы, найдя занятие своей "академической" специальности, А.Вознесенский работает в жанре визуальной поэзии. Вечно) что-то делает стремившийся к синтезу искусств, он соединяет чтение стихов с музыкой и демонстрацией таково называемых видеом. Выставки этих произведений — видеом — с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Его авторские вечера проходят в соответствии с многих городах планеты.
Андрей Вознесенский — автор эссе и статей точно по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимается переводами, динамично участвует в организации авторских вечеров молодых поэтов. В 1979 году некто принял участие в выпуске неофициального альманаха "Метрополь".
А.А.Вознесенский — вице-глава Русского Пен-центра, его усилиями и инициативой был создан глиптотека Бориса Пастернака в Переделкино. Он избран академиком и почетным членом десяти академий решетка, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
Андрон Вознесенский — лауреат Государственной премии СССР (1978, за сбор "Витражных дел мастер"), дважды удостаивался американских премий. Нате Парижском фестивале "Триумф" (1996) газета "Нувель Обсерватер" назвала А.А.Вознесенского "самым великим поэтом современности".
Живет и работает в Москве.