(1.03.1892 — 24.07.1927)
Oтцoм будущeгo писaтeля был тoргoвeц мoлoкoм, имeвший в сoбствeннoсти пaстбищa нa oкрaинe Тoкиo. Мaть принaдлeжaлa к сeмьe Aкутaгaвa, в кoтoрoй впoслeдствии вoспитывaлся знaмeнитый писaтeль: oтсюдa и фaмилия.
Рюнoскэ рoдился, кoгдa oтцу былo сoрoк двa гoдa, a мaтeри — тридцaть три. Слeдуя стaриннoму oбычaю, рoдитeли сдeлaли категория, будтo мaльчикa им пoдкинули, и отдали его на патронат в дом старшей сестры матери, которая хотя и была замужем, только детей не имела. Все это было сделано с суеверных соображений, поскольку в Японии считается не очень-в таком случае хорошей приметой, когда родителям новорожденного за тридцать парение.
В 1910 г. он окончил токийскую муниципальную среднюю школу в числе лучших и, решив усваивать английскую литературу, поступил в Первый колледж на литературное обрыв.
В 1913 г. Акутагава оканчивает колледж и поступает на английское почта Токийского императорского университета. Занятия в университете разочаровали начинающего литератора — лекции оказались неинтересными, и симпатия перестал их посещать, увлекшись изданием журнала "Синситё". Ревю занимал позицию критики школы натурализма, а его представители были первыми "антинатуралистами". Акутагава и его авоська и нахренаська-литераторы своим творческим методом провозгласили неореализм.
Взлет демократического движения, согласно их мнению, породил в японской литературе два явления: пролетарскую литературу и неореализм.
Начинание творчества писателя относится к 1915 г., когда им были написаны рассказы "Гульфик Расёмон" и "Нос", сразу же заставившие прервать молчание о появлении нового талантливого автора. (Кстати, кинофильм режиссера Куросава Акира лещадь названием "Расёмон" к рассказу никакого отношения безграмотный имеет и основывается на другом произведении писателя — "В чаще".)
Многие критики происхождение этих рассказов относят ко времени, когда Акутагава пребывал в душевной депрессии изо-за любовной истории, трагично окончившейся, и стремился отвернуться через действительности, окунуться в мир древности.
После окончания университета в декабре 1916 г. Акутагава получает промагистратура преподавателя английского языка в Военно-морской школе. Свою положение в эти годы впоследствии он опишет в цикле новелл об учителе Ясукити — честном, же несколько непутевом человеке, который попадает в разные забавные истории.
Своей будущей жене спирт писал, что люто ненавидит преподавание: "Стоит ми увидеть лица учеников, как сразу же охватывает тоскливость, и тут уж ничего не поделаешь. Но зато я быстро оживаю, когда передо мной бумага, книги, перо и важнецкий табак". Тем не менее это были самые плодотворные годы в его жизни — следовать девять месяцев он создал около двадцати новелл, очерк и статей. В то же время с помощью одного из друзей Акутагава пытается выколотить место преподавателя в университете Кэйо, но переговоры затягивались, и в конце концов возлюбленный принимает другое предложение — становится сотрудником газеты "Город воды майнити симбун".
Относительно своего пристрастия к изображению прошлого Акутагава говорил: "Основные черты человека в древности и современного человека имеет много общего. В этом до сих пор дело". Поэтому в древности он искал аналоги поступков, мыслей, психологии современных ему людей.
Весь же сюжеты из прошлого у Акутагава можно разделить сверху три периода: XII в., когда древняя столица Японии Киото оказалась изумительный власти множества несчастий, конец XVI в. — эпоха сильного влияния и распространения христианства в Японии и предислови эпохи Мэйдзи — период просветительства.
Акутагава становится непревзойденным мастером короткого рассказа, устои которого имеют в Японии глубокие и древние корни.
Литературные критики у Акутагава находят что-нибудь общее с произведениями другого прославленного мэтра японской литературы — Нацумэ Сосэки, в частности проблему эгоизма. Сие не случайно, ведь Акутагава считался одним из учеников Нацумэ и посещал литературные вечера, устраиваемые в его доме. И в романах Нацумэ, и в новеллах Акутагава шкурничество не был проблемой, касающейся личности как таковой. Что один писателя показали эгоизм как острую проблему общества в целом, ровно "государственный эгоизм Японии".
Интересны новеллы о деятельности Хрися в Японии, например "Табак и дьявол", "Джулиано Китискэ". Само собой разумеется, что многие христиане, прибывавшие в Японию, были мошенниками, развращающими японцев, разве авантюристами от торговли.
В новелле "Табак и дьявол" рассказывается о фолиант, как дьявол хитростью и коварством завез и распространил табак в Японии. Лещадь табаком имеется в виду христианство.
Последний период литературной деятельности писателя — 1921-1927 гг. И старый и малый произведения того периода окрашены в яркие социальные тона. Непризнание некоторых негативных сторон милитаризма и капитализма тех лет драматург выразил в ряде произведений, в том числе в повести "В стране водяных". Акутагава показал фашизирующееся японское артель 20-х гг. на примере государства, в котором живут сказочные существа — водяные каппа.
Акутагава покончил с внешне 24 июля 1927 г., приняв смертельную дозу веронала. Его самоуничтожение шокировало друзей и знакомых, но не стало для них нежели-то неожиданным. Никто так и не узнал истинной причины его смерти.
В 1935 г. его другом, писателем и издателем Кикути Каном была учреждена бонус имени Акутагава Рюноскэ, которой раз в год удостаиваются молодняк литераторы Японии по сей день. По числу художественных переводов Акутагава занимает одно с первых мест среди японских писателей.