(11(23).06.1889 — 5.03.1966)
Aннa Aндрeeвнa Axмaтoвa (нaстoящaя фaмилия Гoрeнкo) рoдилaсь 11 (23) июня 1889. Прeдки Axмaтoвoй пo силуэт мaтeри, пo сeмeйнoму прeдaнию, вoсxoдили к тaтaрскoму xaну Axмaту (oтсюдa псeвдoним). Oтeц инжeнeр-мexaник нa флoтe, эпизoдичeски зaнимaлся журнaлистикoй. Гoдoвaлым рeбeнкoм Aннa былa пeрeвeзeнa в Цaрскoe Сeлo, гдe прoжилa дo шeстнaдцaти лeт. Ee пeрвыe вoспoминaния — цaрскoсeльскиe: " Зeлeнoe, сырoe вeликoлeпиe пaркoв, выгoн, кудa мeня вoдилa пестунья, иппoдрoм, гдe скaкaли мaлeнькиe пeстрыe лoшaдки, стaрый вoкзaл".
Кaждoe титанида проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Скандировать училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, (языко учительница занималась со старшими детьми, она тоже начатки говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала, подчас ей было одиннадцать лет. Училась Анна в Царскосельской женской гимназии, на первых порах плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.
В Царском Селе в 1903 году познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 году по времени развода родителей переехала в Евпаторию. Последний класс проходила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, которую и окончила в 1907 году. В 1908-10 годах училась возьми юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (точка (исходная 1910-х гг.).
Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась начинать женой Н.С.Гумилева. В 1910 по 1916 год жила у него в Царском Селе, сверху лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии. В сладенький месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж. Ещё побывала там весной 1911. Весной 1912 Гумилевы путешествовали вдоль Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). В 1918, разведясь с Гумилевым (документально брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.
Первые публикации. Первые сборники. Шаг вперед.
Сочиняя стихи с 11 лет, и печатаясь с 18 лет (первая объявление в издававшемся Гумилевым в Париже журнале "Сириус", 1907), Ахматова впервинку огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Иванов, М. А. Кузмин) в летнее время 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную оригинальность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева, в осеннее время 1910 посылает стихи в "Русскую мысль" В. Я. Брюсову, спрашивая, овчинка выделки стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы "Gaudeamus", "Глубокий журнал", "Аполлон", которые, в разнообразие от Брюсова, их публикуют.
По возвращении Гумилева изо африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему до сего времени сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С сего времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год после ее сборник "Вечер" обрел весьма живой успех. В том же 1912 участники недавно образованного "Цеха поэтов", секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма.
Около знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913 году: симпатия выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в фолиант числе А.А.Блок, что породило легенду об их тайном романе). Возникают новые побольше или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др.
В 1914 из чего можно заключить второй сборник "Четки" (переиздавался около 10 в один прекрасный день), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании положение "ахматовской строки". Летом 1914 Ахматова пишет поэму "У самого моря", восходящую к детским переживаниям в время летних выездов в Херсонес под Севастополем.
"Сорокаградусная стая"
С началом Первой мировой войны Ахматова едко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает ото туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное мелодекламация классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный род беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям.
Проницательная обсуждение угадывает в ее сборнике "Белая стая" (1917) нарастающее "осязание личной жизни как жизни национальной, исторической" (Б. М. Эйхенбаум). Инспирируя в ранних стихах атмосферу "загадки", ауру автобиографического контекста, Ахматова вводит в высокую поэзию свободное "самовыражение" точно стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического треволнения все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало побуждение В. В. Маяковскому заметить: "Стихи Ахматовой монолитны и выдержат выкручивание рук любого голоса, не дав трещины".
Послереволюционные годы
Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением через литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева возлюбленная, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности, участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В томишко же году выходят два ее сборника "Подорожник" и "Anno Domini. MCMXXI". В 1922 в полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.
Годы молчания. "Богослужение"
В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний в одно прекрасное время перед многолетним перерывом, после чего на ее эпитет наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (переписка Рубенса, армянская поэзия), а также статья о "Сказке о золотом петушке" Пушкина. В 1935 арестованы ее сыночек Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы в целях обвинения ее в контрреволюционной деятельности.
В 1938 году снова арестован вар Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили курс "Реквием", который она два десятилетия невыгодный решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой прокос публикаций. Выходит ее сборник "Из шести книг" (1940), включавший на равных условиях с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие со временем долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается изо библиотек.
Война. Эвакуация
В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения (с течением времени "Клятва", 1941, и "Мужество", 1942 стали всенародно известными). Объединение распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, двоечка с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает надо "Поэмой без героя" (1940-65) барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х гг.
Декреталии ЦК ВКП(б) 1946 года
В 1945-46 Ахматова навлекает получи себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские верхи делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики. Направленное напротив них постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Маяк вселенной" и "Ленинград" (1946) ужесточало идеологический нажим и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим не переводя духу всенародного единства во время войны. Снова возник вето на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке ослабить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.
Последние годы. "Трусца времени"
В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее вирши постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан обобщенный сборник "Бег времени". На закате дней Ахматовой было позволено проявить отношение итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). 5 Марфа 1966 года в Домодедово (под Москвой) Анна Андреевна Ахматова скончалась. Своевольно факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее тана означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.